Сергей Ломанов: Судьям не нужно забирать лавры у хоккеистов
25 ноября 2023 года. Прочтений: 220. Источник: ХК "Енисей". Фото: Андрей Головачев. версия для печати
Ветеран хоккейного "Енисея" Сергей Ломанов о травме, интеллекте игроков, видеоповторах и ближайшем будущем в интервью пресс-службе клуба
- Второй раз в карьере, когда мне наложили гипс. Первый раз - это когда мне было 19 лет, но там был менее сложный перелом. Это было перед Кубком мира, недели за две. Лангет наложили, но я все равно участвовал в том Кубке. А сейчас сломана лучевая кость - хорошо, без смещения. В противном случае потребовалась бы операция, а период восстановления затянулся. Сейчас на месяц меня лишили моего любимого занятия – хоккея. Готовишься к чемпионату долго, всё шло по нарастающей и тут такая ситуация. Чувства смешанные – злость, обида, апатия на второй день после приезда… Хочется быть с ребятами, тренироваться, важные матчи впереди, не знаешь куда себя деть...
- Сергей, ты говоришь, что тебя лишили твоего любимого дела, но кто-то скажет – "Это хоккей с мячом, ты чего!?"
- За мою карьеру я заработал огромный опыт и пришел к тому, что всегда надо избегать. Группироваться, видеть 2-3 игроков, которые тебя встречают. И мне это помогало - избегать серьезных столкновений. Здесь тоже самое, я его видел (прим. Борисенко)! Там было скопление игроков «Кузбасса», и я видел, что он делает движение вперед, вылетает. Но даже если будет столкновение, как меня учили, нужно постараться сделать пас, чтобы атака продолжилась! Я так и сделал - отдал мяч Дмитрию Барбакову. Но я никак не ожидал, что будет вот это движение от защитника. Руку я не смог убрать. Если бы он просто вылетел и встал на месте, тогда бы ничего не было - я ушел бы от столкновения. Но там было движение вперед и из-за этого так получилось.
- Ты сразу понял, что у тебя перелом?
- Первый мой вопрос, когда ко мне подъехали партнеры по команде – "мы гол забили?" Они сказали - офсайд. А так, была сразу резкая боль. Я начал шевелить пальцами, чувствую, что необычные ощущения. Ну, пипец! Встал, злость такая была, обида, что не могу продолжить матч. Редко я матчи пропускал за свою карьеру, и травмы получал очень редко, но здесь я понял, что всё серьезно.
- Знаю, что в перерыве матча Борисенко сам к тебе подошёл и что-то сказал. О чём был разговор, если не секрет?
- Хотел извиниться и сказать, что это было не умышленно. Но я ему сказал прямо: "Тебе 40 лет, надо в хоккей играть, а не бегать и жестко встречать!" Я же этим не занимаюсь! Я бы мог тоже вычислять лидеров… Мы одно дело делаем, надо играть в мяч, и чтобы было зрелищно. Самое интересное - это с ним не в первый раз. Я знаю, как он играет и в принципе ожидал грязные приёмы.
- Значит ты видишь в этом определенный момент умышленности?
- Ну, конечно, он не хотел наносить мне такую травму, просто у него (прим. Борисенко) манера игры такая. В чемпионате есть подобного рода игроки, которые «вылетают». Как было уже сказано, хоккей – это не шахматы, скорости очень высокие.
Просто надо уже уходить от этого, в НХЛ уже ушли. Там вообще оберегают звёзд, на них ходит народ, забиваются арены, шоу. И не дай бог, если будет умышленное действие. Раньше это было, да! По шее били, жёстко встречали, сколько сотрясений было у Кросби...? Там вообще жестко, но пресекают, если будет умышленная игра в голову – сразу удаление до конца матча.
- Тебе кто-нибудь звонил из «Кузбасса»?
- Нет! Никто не звонил.
- Как ты к этому отнёсся?
- Мы делаем одно дело, мы играем в хоккей - одна большая семья, надо уважительно относиться друг к другу. Лично я всегда переживаю, если кто-то получил серьезную травму, и в раздевалке обсуждаем это. Мне из Швеции писали - там за перелом кости автоматически дали бы красную карточку. Даже после окончания матча, если диагноз подтверждается – сразу дается три матча дисквалификации. А что мы имеем? 10 минут штрафа у соперника и месяц восстановления у меня. Справедливо? Думаю, нет!
- Ты согласен с выражением: хоккеист должен всегда идти до конца, несмотря ни на что?
- Как уже сказал Алексей Щеглов (прим. главный тренер ХК Енисей) все зависит от интеллекта игрока. Если ты видишь, что игрок опускает голову (прим. момент с Ильей Лопатиным), ты можешь его поймать и сказать: «Блин, я тебя пожалел. В следующий раз смотри вперед!». Конечно, можно и не уходить, поймаешь ты его голову и что потом?
А высказывание Ильяса Хандаева (прим. главного тренера ХК Кузбасс и сборной России) – «я бы спросил с игрока, если бы он так не встретил и ушел бы от столкновения»… Вы что!? Мы все люди, хоккей - это одно, но жизнь - это совсем другое. Нам нужно уходить от этой грязи. Конечно, от мужской борьбы и жесткой игры никто не отказывается. Просто между жесткостью и грязью есть грань, и ее надо видеть. Сколько у меня было таких моментов, когда хотелось встать и врезать, но все равно себя останавливаешь.
- Но матчи с «Кузбассом» всегда проходили с особым накалом…
- Да, и дрались! Но это в открытую было. Раньше, как? Получаешь красную - штраф платишь и следующую игру ты играешь. Были эмоции и это нормально. И людям это нравится, когда игроки горят на льду и все наказания обоюдны. Обеим командам позволяется жесткий хоккей.
А не так, что одной можно, а другая - мяч без нарушения отобрать не может. И вот такие случаи, с грязными приемами, как раз и происходят, когда одной команде постоянно что-то прощается. Так не должно быть, условия для всех должны быть равные.
Я уже столько времени в хоккее с мячом..., не надо мне рассказывать, что одна из команд на голову быстрее другой и из-за этого неуспевающая получает огромное количество штрафа... Посмотрите шведский чемпионат - там нет такого, когда одна из команд, даже аутсайдер, получает по 100 минут штрафа. А она преимущественно играет в обороне.
- В футболе есть высказывание: хороший судья тот, которого не видно на поле. Для хоккея с мячом его можно применить?
- Идеальное высказывание! У нас порой играешь товарищеские матчи - судей практически не заметно. В Швеции и на Чемпионатах мира так же. Классно! Можем минут 10 вообще без свистков играть. Ты просто весь в игре, и болельщику это нравится. А кому нравится, когда в игре постоянно рваный темп? Динамика игры страдает. Иногда хочется сказать: «Да, дайте побороться, поиграть!»
- А почему не подъехать к судье и не попросить его об этом?
- Если что-то хочу донести, я всегда это делаю уважительно. Самое страшное, что порой реакции никакой. Но больше всего удивляют некоторые молодые арбитры, которые позволяют себе высказывания: «Что? Ну сейчас ты поедешь…». Это очень странно... Порой, даже руки вверх поднять от негодования нельзя. Мы что, должны кататься, опустив голову и молчать? Вы посмотрите, как в футболе, там всегда общение идет между игроками и судьями.
Это живые эмоции, а как без них? И зритель это чувствует. Всё-таки главные действующие лица на поле всегда были и будут – это игроки, а не арбитры! К сожалению, у нас бывает наоборот. У арбитров совсем иная роль, им не нужно забирать лавры у хоккеистов и показывать, что главная роль принадлежит им.
Я согласен, судья тоже может ошибаться, но, если мы хотим, чтобы наш хоккей с мячом развивался и шёл в ногу со временем, нам нужны видеоповторы. Футбол, хоккей с шайбой, волейбол, теннис – везде они есть. А хоккей с мячом намного быстрее, чем футбол, и соответственно спорных моментов намного больше.
Сейчас практически везде хорошие трансляции, и почему не обратиться за помощью, когда ты сомневаешься в каком-то моменте? Обратись! Даже момент в Кемерово, когда я получаю травму, отдаю пас Диме Барбакову - вне игры нет, отложенный штраф, дай доиграть момент. Слышим, свисток, вне игры... А, там офсайда вообще нет. Хорошо! Пусть он забьёт, посмотрели видеоповтор, если есть офсайд - мяч легко можно отменить. И не будет никаких споров и все кайфовать от этого будут. Мы теряем самое главное – болельщиков. Наши зрители всё видят и перестают ходить на стадионы.
- По-твоему, видеоповторы решат все проблемы во время игр?
- Не все, но часть точно решат. По крайней мере зрителям станет интересно. Будет всё прозрачно, и они это будут видеть. Но самое интересное, судьи иногда смотрят на табло, когда там идут повторы и могут поменять свое решение. В Красноярске, Иркутске так же было - игрок сам упал и дали пенальти. Я подъехал и попросил посмотреть на табло, и в этот момент судья поступил профессионально - выждал паузу, посмотрел и отменил пенальти. Мы все мучаемся, нужно просто ввести видеоповторы. И всем, кто на стадионе сразу станет легче - болельщикам, игрокам и судьям.
- Погоди, но в Швеции тоже нет видеоповторов...?
- Согласен, только у них меньше поводов для подобных спорных ситуаций. Я, когда в Швеции играл, меня беспокоило только одно - прогноз погоды, будет дождь или нет. Другие моменты меня вообще не беспокоили, все думали только о хоккее.
- Ты веришь, что видеоповторы в скором будущем появятся в российской Суперлиге?
- Если мы хотим развития нашего вида спорта, видеть честность и помогать судьям, так как вид спорта быстрый – видеоповторы нужно внедрять. Это необратимый факт, мы об этом уже года три говорим. Теперь нужно действовать. Да, не все стадионы обладают нужной инфраструктурой, но можно начать с тех стадионов, где все для этого есть. Опробовать всё и уже потом обязывать всех делать соответствующие трансляции. Сама федерация должна быть в этом заинтересована.
- В ближайшее время «Енисею» предстоит играть без своих главных бомбардиров - Сергея Ломанова и Ильи Лопатина. Насколько тяжело команде будет без вас?
- Это сейчас отличный шанс для других ребят - проявить себя. И интересно, кто в этой сложной ситуации возьмет на себя бремя лидера? Игрового времени у парней сейчас будет намного больше. А чтобы стать лидером и постоянно брать на себя ответственность, для этого необходима техника советующая. Если её нет, появляется неуверенность. Я был тоже таким же в молодости, в начале карьеры своей. Но при этом, я всегда пытался находить мяч и рисковать. Думаю, сейчас будет интересно посмотреть на команду.
- В «Енисее» есть игроки, соответствующие твоему описанию?
- Они есть! И главное, ребятам сейчас не останавливаться в развитии. У них есть катание хорошее, физические данные. Такие игроки есть на всех позициях. И сейчас нужно всем проявить себя! Я верю во всех, но будет тяжело, даже очень. Но именно в таких моментах закаляется характер победителя.