Сезон 2021/2022 для хоккейного «Енисея», положа руку на сердце, не стал выдающимся. Хотя подводить итоги после побед приятно, о неудачах говорить еще важней. И клубное руководство не стало откладывать в долгий ящик традиционную встречу со своими поклонниками. Правда, приобрела эта встреча, предполагавшая открытую тренировку и общение с командой, несколько странный формат.
Прежде всего в болельщицкой среде вызвало недоумение время начала мероприятия – вторник, 13:00. Рабочие часы, и многие желающие попросту попасть не смогли. На этот случай клубом была организована прямая трансляция, которая, конечно, не могла заменить живого общения. Но все же лучше, чем совсем ничего.
Ближе к намеченной дате часть, посвященную общению с командой, назвали более официально - «пресс-конференция». А уже в рамках вступительной речи директор клуба Михаил Чечеткин дал понять присутствующим и интернет-аудитории, что «праздновать нечего», «грамоты не вручаются», «сегодня обычный рабочий день» и всех просто позвали посмотреть на то, как команда проводит «трудовые будни». Действительно, пятое место по итогам чемпионата после золотых медалей годичной давности, ни одного из трех трофеев при втором по силе составе – весомых причин для торжества нет.
Вряд ли слова Михаила Владимировича сильно утешили тех, кто хотел, но не смог присутствовать. И вообще, проводись встреча в субботу или воскресенье, не пришлось тратить время на объяснения. Трудно представить, что помешало организаторам выделить для болельщиков несколько часов из ближайших выходных. Но вот так случилось. Хотя, как известно, «Енисей» - учреждение краевое, и в жизни клуба болельщики участвуют не только на уровне чувств и эмоций, но и материально. Те, за чей счет играет команда и строят стадионы, как минимум вправе посмотреть в глаза и спросить. Да, вопросов могло быть много, они могли быть неудобными, и наверняка таковыми были бы. И тут варианта два – отвечать открыто и искренне всем желающим. Либо по возможности ограничить круг интересующихся.
Команда «на вырост»
Впрочем, даже в формате монолога итоги подвести можно, если понимать болельщика, осознавать его тревоги. Озвучить, что сделать удалось, а что не получилось. Выполнены ли задачи и какова стратегия на будущее. Но, увы. «Не повезло», «где-то не хватило мастерства, где-то удачи, но мы работаем», - все те общие фразы, что слышали еще по ходу сезона.
Из задач – все та же «победа в каждом матче». Но ведь не выигрываем же в каждом. Более того, едва антирекорд серий без побед не обновили – 5 матчей к ряду и пике в духе начала 90-х. «Не досчитались девяти очков», - с досадой сказал Сергей Иванович Ломанов. Но ведь и этому есть причины. Не только «другое освещение» и «черная форма соперника», как было в Мурманске против «Мурмана».
Здесь хочется напомнить, что упомянутый «Мурман», сенсационно и впервые в своей истории обыграв «Енисей», следом проиграл дома пять(!) раз подряд, в том числе всем аутсайдерам «Родине», «Сибсельмашу» и «Уральскому Трубнику», заняв в итоге 11 место.
Оправдание таких поражений погодой, освещением или цветом формы - это уж как-то чересчур, даже не солидно для такого бендиавторитета, как «Енисей». Привыкли к тепличным условиям? Но ведь не так давно утверждали про неоспоримые преимущества команд с «крытками». Раньше этим объясняли поражения от того же «СКА-Нефтяника» на «воздухе», нынче стало все наоборот? Или последовательность в доводах – не наш конек?
«Ничего страшного не произошло», «мы строим новую команду». Сетование на ослабление состава. Да, красноярцы остались без Алмаза Миргазова и Максима Ишкельдина. Но вместе с тем «Енисею» ли жаловаться на уровень исполнителей? Каждый из «львов» заигран за сборные. Реальный сплав опыта и молодости, чемпионы России и мира. Готовый «материал» на зависть соперникам. Под самые серьезные задачи:
На воротах:
Артем Драничников (31 год) – чемпион и призер чемпионатов России, чемпион мира среди юношей.
В защите:
Вадим Васильев (28 лет) - мастер спорта, чемпион России, обладатель Кубка Мира, чемпион мира среди юниоров, младших юношей и молодежных команд.
Яков Коленко (21 год) - чемпион мира среди юниоров.
Николай Коньков (24 года) – мастер спорта, чемпион и призер чемпионатов России, чемпион мира среди младших юношей.
Артем Ахметзянов (34 года) – мастер спорта, многократный чемпион и призер чемпионатов России, двукратный обладатель Кубка Мира, двукратный чемпион мира.
В полузащите:
Егор Щетинин (21 год) – чемпион России, победитель первенства России среди молодежных команд, чемпион мира среди юношей и среди юниоров.
Иван Шевцов (29 лет) - мастер спорта международного класса, многократный чемпион и призер чемпионатов России, чемпион мира, обладатель Кубка и Суперкубка России, Кубка Мира.
Егор Дашков (24 года) – чемпион России, чемпион Универсиады 2019, второй призер чемпионата мира среди юниоров.
Тимофей Безносов (30 лет) – мастер спорта, чемпион, второй и третий призер чемпионатов России, обладатель Кубка России, чемпион мира среди молодежных команд.
Денис Криушенков (37 лет) – мастер спорта, многократный призер чемпионатов России, обладатель Кубка России, двукратный чемпион мира и призер чемпионатов мира.
Адам Гильям (31 год) – чемпион России и Швеции, чемпион и многократный призер чемпионатов мира.
Дмитрий Макаров (29 лет) – мастер спорта, многократный чемпион и призер чемпионатов России, чемпион мира, обладатель Кубка Мира.
Семен Чупин (24 года) – чемпион и призер чемпионатов России, победитель первенства среди молодежных команд, победитель Универсиады 2019.
В нападении:
Сергей Ломанов (41 год) – заслуженный мастер спорта, многократный чемпион и призер чемпионатов России и мира, многократный обладатель Кубков России, Суперкубков, Мира.
Марат Шарипов (19 лет) – чемпион России, чемпион мира среди младших юношей, юношей и юниоров.
Дмитрий Барбаков (24 года) – мастер спорта, чемпион России, двукратный серебряный призер чемпионатов России, двукратны обладатель Кубка России, чемпион мира среди младших юношей.
Игорь Середкин (20 лет) – чемпион России, чемпион мира среди младших юношей, чемпион мира среди юниоров.
Из 17 перечисленных игроков лишь четверых условно можно назвать «молодежью». Возраст 14-ти игроков 24 года и старше. 15 чемпионов России (четверо из них многократные). 6 чемпионов мира – на секундочку, это больше половины стартового состава. Язык не поворачивается назвать такой коллектив «неопытным» и тем более «небоеспособным».
Так что все-таки мешает «Енисею» ковать победы? Отсутствие в команде волшебника Миргазова, который придет и сделает всю работу? Но Миргазов такой один, и он не в Красноярске. Да и вообще – может есть смысл задуматься строительстве командной игры, а не игры вокруг звезд или звезды?
«Дело Макарова»
На итоговые пресс-конференции принято приглашать и СМИ. Как правило, профильные, авторитетные. РедЯрск, традиционно отдающий русскому хоккею немало внимания, на пороге стадиона давно не ждут. Да и мы, признаться, не особо уже рвемся – устали. От СМИ на «встрече» присутствовали телеканалы «Россия», «Седьмой канал» и «Енисей-Регион». Вопрос со стороны прессы если и прозвучал, то лишь один и, судя по реакции отвечающих, представителями клуба ожидался – про отмененный по инициативе Дмитрия Макарова пенальти в ворота «СКА-Нефтяника».
В результате высыпался «сор из избы». Получилось, прямо скажем, не очень. Присутствующим дали понять, насколько неправ был Макаров. Вопреки мнению большинства поклонников русского хоккея из разных городов, определивших поступок полузащитника «Енисея» как «честный» и «мужской».
В жесткой критике одного из самых преданных игроков «Енисея» последних лет поучаствовали как старший, так и младший Ломановы. После того, как Алексей Щеглов в привычной манере стал аккуратно отвечать, мол, «этот поступок – право игрока», Сергей Иванович эмоционально перебил: «Это не право игрока, судья не имел права отменять пенальти. Какое вообще имел Макаров право подъезжать к судье, отменять?» Ломанов-младший добавил к словам отца: «Я подъехал к судье и спросил: зачем ты отменил пенальти, ведь видно, что зацеп был?»
Благо, мы имеем сегодня возможность сколь угодно раз «крутить» этот эпизод, собравший на нашем канале больше просмотров и лайков, чем даже трансляция того самого четвертьфинального матча между «Енисеем» и «СКА-Нефтяником» (на текущий момент почти 44 тысячи). Вполне отчетливо видно, что Макаров запнулся, врезавшись носком лезвия конька в лед – такое бывает, и нередко. Неужели сам игрок был не в состоянии понять, было ли на нем нарушение или он запнулся сам?
Имел ли Дмитрий право сообщить об этом судье? Да почему нет, если предположить, что он просто честный порядочный человек. В истории спорта достаточно примеров, когда соперник просил арбитра изменить решение не в свою пользу или пользу своей команды. Всегда оценки подобных поступков сопровождались самыми лестными высказываниями, получая широкий положительный резонанс как образец фэйр-плей. Неужели у нас, в Красноярске, в Мекке русского хоккея, порядочность не в чести?
Или речь идет о предательстве? Ведь странно, что представители клуба не приняли во внимание доводы своего игрока, ссылаясь лишь на видео. Ведь если Макаров действительно получил удар, значит должен был его ощутить и стало быть сознательно оспаривал справедливо назначенный 12-метровый. В сущности, тот же порядок, что умышленно забить гол в свои ворота. Измена – очень серьезный проступок, который должен повлечь за собой самое суровое наказание. Надо бы определиться, и назвать вещи своими именами.
Молодежь = головная боль
В очередной мы услышали, что молодежь из школы в основную команду приходит «неготовая». И кто-то (правда, пока не очень понятно кто) должен эту молодежь правильно «готовить». Все это мы слышим уже не в первый раз, не первый год.
Юные игроки «капризные», у них «не такая дисциплина». В этом «виноваты мамы, которые так воспитывают своих детей». В силу характера современных подростков, мягкости тренеров и жесткости любящих родителей выйти на серьезный уровень у них не получается. По словам Сергея Ломанова-старшего, «заигрывают в 17 лет, а если ты не заиграл – то будешь абсолютно средним игроком».
Ситуация, и правда, тупиковая. Мальчишки не те, что были, скажем, в 90-х. Я помню, как мы оставались на льду после тренировок еще часа на 3-4, чтобы поработать еще самостоятельно. А сейчас как? Мир другой. Об этом говорят и Ломановы. Трудно с ними не согласиться. Подход к ребятишкам найти непросто. Замотивировать – тяжело, заставить - нельзя. Что делать? Работать с учетом современных реалий, совершенствовать методики. Иначе – никак.
На встречный вопрос спортивного директора «вот кто из ушедших из «Енисея» заиграл в других командах» один из болельщиков назвал имя Владислава Шульги. Ломанов был категоричен: «Я вас умоляю! Ему сколько лет? 22 года, 21 будет? Это не Коля Дураков. Что он заиграл? Он что, в сборную попал, стал лучшим игроком? Это как у Жванецкого: «Если ботинок не видеть, наши - вот такие (показывает большой палец вверх)»». В оригинале у Михаила Михайловича звучит так: «Кто не видел других туфель, наши туфли – во!» Ну да пусть, суть ясна.
Так вот относительно Шульги. За «Енисей» он по большому счету отыграл один сезон. И хотя запомнился болельщикам хорошей техникой, доверия со стороны тренерского штаба не снискал. В стартовом составе выходил трижды, а в последних турах и вовсе не попадал в заявку. Забил один гол. Прошлой осенью в 19 летнем возрасте перешел в «Байкал-Энергию». С первых матчей за свою новую команду отметился результативными передачами, которых в итоге набрал 13 (плюс 5 забитых мячей), закрепившись в основе и став одним из ключевых.
Что же касается упомянутого Николая Дуракова, легенды русского хоккея, лучшего бомбардира в истории свердловского «СКА» и лучшего хоккеиста страны XX века по версии газеты «Советский Спорт», то первый матч в тогдашней Высшей лиге он сыграл в возрасте 20 лет на позиции... защитника. В первом сезоне за команду Окружного дома офицеров Николай Александрович забил всего два гола. Во втором чуть улучшил показатель, отличившись трижды. Как забивной нападающий Дураков раскрылся только на третий год – с 17 мячами став третьим (отнюдь не первым) бомбардиром в команде. И в сборную СССР был вызван в возрасте 22 лет. Тут невольно задумаешься, где бы мог оказаться Николай Дураков, если б командой «рулил» не Иван Иванович Балдин, а кто-то менее терпеливый.
История Дуракова насчитывает не один десяток лет. Что насчет более «свежих» примеров»? Далеко не пойдем. Алмаз Миргазов, так же приводимый в качестве примера, до 20 лет не мог «раскрыться» в кировской «Родине». За три проведенных в Кирове года лучший показатель – 7 забитых мячей. Перейдя в «Зоркий» по-настоящему «заиграл» лишь сезон спустя – в возрасте 21 года. В общей сложности в профессиональной карьере путь Алмаза до бомбардирских вершин составил 6 лет.
В общем, жестковато получилось у Сергея Ивановича. Причем без весомых на то причин. Как будто мосты сожжены – только вот зачем? Это же наши мальчишки, красноярские... Ведь, как очень любит говорить Алексей Щеглов, «Москва не сразу строилась»
Вопрос о том, что молодые игроки, воспитанники ДЮСШ, получают мало игрового времени был парирован Алексеем Щегловым: «Середкин, Шарипов играют минимум по 30 минут за матч. Я считаю, этого достаточно.» Эти слова вызвали негодование среди болельщиков: «Специально следили за Шариповым. Приведите хоть один матч, в котором он столько играл!» После чего наставник поправился: «Кроме последних трех-четырех матчей, играл во всех».
Мы произвольно выбрали три матча. «Динамо» - «Енисей», «Енисей» - «Старт» и «Ак Барс-Динамо» - «Енисей». Стоит отметить, что наставник красно-синих все же слегка лукавил. Середкин ни в одном из приведённых матчей не провел на поле 30 минут. Средний показатель не превышает и 18-ти. Более справедливы утверждения наставника красноярцев относительно Шарипова, который только в Казани отыграл порядка 25 минут, а в остальных поединках получал более получаса игрового времени.
За коллегу вступился Сергей Иванович Ломанов, рассказав о том, что «нормальный тренер увидит в мальчике за две минуты, что он выдающийся, и будет его ставить больше». И так Марат Шарипов, надежда красноярских болельщиков, из некогда перспективных таковым быть перестал.
Уже на финишной прямой мероприятия, вернувшись к теме школы, стало очевидным, что причины в отсутствии подпитки основной команды молодыми воспитанниками руководство видит все же во внешних факторах, на которые не в состоянии повлиять. «Что вы у нас спрашиваете? Вот вызовите их (молодых) сюда, и заваливайте вопросами», - сказал Сергей Ломанов-старший. Похоже, для самого «Енисея» пока совсем неочевидно, как работает его школа – игроки приходят «пустые». Но каким образом эту «пустоту» могут заполнить вопросы болельщиков?
«Енисейский» стиль
На вопросы о вариативности игры, добавление в арсенал верховых передач, реализации угловых Алексей Щеглов поведал присутствующим о существовании «енисейского стиля». Ну, как «поведал»... О том, что стиль этот базируется на атаке, но и игру «верховыми» пропагандировать тоже не прочь. За сим все, дальше - «закрытая тема», находящаяся «внутри клуба».
Завесу тайны приоткрыли разве что по части «верховых». Но с этим компонентом оказалось как-то сложно. К обсуждению подключились Ломановы. «Наши», в отличие от шведов, не хотят бегать: «Кристоффер (Эдлунд) делал рывков десять, чтобы получить пас. А у нас один раз, другой сбегает – и говорит: «Идите вы нафиг», - и бросит», - поведал капитан «Енисея».
Корень проблем все в той же молодёжи и ее «капризности». Ну а так как на «втором этаже» «Енисей» играть пока не умеет – значит нет смысла применять этот элемент в тактике. Таково печальное резюме Сергея Ивановича.
В общем, основной посыл в том, что «есть стиль, которого мы придерживаемся», но вот что это за стиль по существу – знает только клуб. Хочется верить, что когда-нибудь и болельщикам эта тайна будет раскрыта.
Вместо послесловия
По ходу встречи мы услышали много отличных баек о хоккее от Сергея Ивановича Ломанова. Отлично зашло бы «под пиво». Но, право, хотелось бы узнать что-то и о проделанной работе. Как «поднимается» русский хоккей внутри клуба, и что делается для его развития в регионе. О допущенных ошибках и открытиях.
Не хватает мотивации молодежи? Так быть может потому, что не хотят они потом оказаться «Шульгой»? Быть может, это результат безысходности, потому как твоя команда, пока ты растешь, охотится за «готовыми» и «непустыми» где-то там, за горизонтом, а твоя судьба предрешена и не связана с тем местом, где ты родился, где тебя учили и где ты одерживал свои первые победы?
Неудовлетворительные результаты? Может, пора стать взрослыми и начать смотреть в себя, а не пенять на других и обстоятельства? Гордится тем, что имеем, настраиваться на победы, биться за флаг не только на словах.
Еще, быть может, стоит находить друзей, а не придумывать врагов? Ведь все больше людей, даже самых преданных, просто отворачивается, неожиданно открывая для себя, что теперь их считают «дилетантами», недостойными «недругами». Интерес к русскому хоккею падает – это отлично видно по трибунам. И тут стоит задуматься – для чего, собственно, существует спортивный клуб? Разве не его это миссия: находить пути решения, развивать и популяризировать?
Давно следует понять, что не болельщики тот самый Магомед, идущий к горе, а как раз наоборот. Болельщик имеет право на возражение. И, да, от этого он не перестает быть болельщиком. Более того, зачастую как раз самые активные и преданные могут задать неудобный вопрос, не давая проблеме усугубиться и перейти в хроническую стадию. Поднятие острых тем - нормально для человека, которому небезразлично.
Болельщик имеет право быть недовольным игрой команды или политикой еще чего-то значащего для него клуба. Не слепо поклоняться, безмолвно принимая серии неудач и просчеты. Вроде, «ну что ж, и так сойдет – все равно в этом ничего не смыслю». Болельщик ничего не должен клубу. В отличие от клуба, существование которого без болельщиков и воспитывающей здоровый дух школы теряет смысл в принципе.