В первых числах сентября хоккеисты красноярского «Енисея» впервые выйдут на свой лёд в новом, ещё только строящемся Дворце. «Арена-Енисей» — самый долгожданный объект.
Как уверяют строители, за 10 часов ледовая площадка превращается в футбольную. Лёд для этого убирать не надо. По проекту запланировано два ресторана, игры можно будет смотреть через стекло, сидя за столиками. Сергей Ломанов практически каждый день бывает в новом дворце. По контракту его должны сдать в ноябре, но скорее всего, уже в середине октября «Енисей» начнёт здесь новый сезон. «Вести-Красноярск» записали эксклюзивное интервью с заслуженным тренером России по хоккею с мячом Сергеем Ломановым.
Новый ледовый дворец почти готов. Когда первая тренировка?
У нас хороший контракт со строителями. Они все очень хорошо понимают, как и что нам нужно. Они стремятся сделать все для нас, и делают все для нас. И они тоже хотят, чтобы мы вышли на лед в первых числах сентября.
Много лет об этом мечтали, много лет к этому шли. Много было высказано, для чего это надо – не только для детского хоккея, но и для всего в целом.
Самое главное – экономично для самой команды. Нам не придется уезжать на дальние сборы. Можем тренироваться на своем льду.
Когда начнут заливать лед? Площадка уже готова?
В пятницу обещают подключение первого электричества. Затем продувка, работа системы – пять дней. После чего будут вызваны специалисты из Питера, которые закладывали этот лед. Они приедут и будут заливать технический лед для проведения испытаний, без какой-либо разметки. До отъезда на первый этап Кубка 19 сентября мы планируем его опробовать, сформировать перечень замечаний. После чего лед будет растоплен, специалистами проведена работа по устранению замечаний и к середине октября снова залит уже основательно.
Надеемся, что после приезда из Кемерово в конце августа команда уже будет иметь свою раздевалку. К этому времени должна поступить мебель и стадион станет нашим постоянным местом жительства.
Лед и установки кондиционирования, насколько мне известно, смонтированы очень мощные и самые современные. Надеюсь, что мы сможем кататься даже в самые жаркие дни лета.
Сергей Иванович, ваша новая должность – спортивный директор. А где находится ваш кабинет, ваше рабочее место?
На Локомотиве (смеется). Там, где закончили чемпионат, в тех помещениях мы и находимся. А в новом стадионе пока ничего не планировали. Кабинеты – не главное, об этом не думаем сейчас. Главное – лед. А там уже разберемся.
Главный тренер «Енисея» - Иван Максимов. Почему именно он? Рассматривали другие варианты?
Нет. Иван Максимов – представитель «Енисея», воспитывался в нашей команде, знает все нюансы, идеологию нашего хоккея и клуба. Для меня важно, чтобы тренер был специалистом, «игровиком», хорошим хоккеистом. Я думаю, что в большей степени хорошим тренером может стать нападающий. Потому как больше развит, больше думает о том, как созидать, как организовать атаку, чтобы взломать трудную оборону. Удары по воротам не только сильные, но и умные. И над этим он работал всю свою жизнь. Это очень важно для молодых ребят, до которых это доносит тренер. А эти нюансы знает хороший нападающий.
Это мое личное мнение, со мной могут поспорить.
Вы планируете быть «сырым кардиналом»? Главные решения вы будете принимать?
За все отвечает Иван Максимов: за результат, за ребят и их развитие, за команду. Он занимается с хоккеистами и индивидуально. Необходимо дать им свободу в психологическом плане, поддерживать, создавать те условия, в которых они нуждаются.
А я практически каждый день нахожусь здесь, на стройплощадке арены. Мне даже посоветовали сказать, что я поменял хоккейный шлем на строительный. Так оно и происходит. Много разных идей, вплоть до создания академии по хоккею с мячом в нашем городе... Но я же с ними каждый день. Буду приходить, кататься вместе, потеть. Правда уже в удовольствие. Не надзирая, а находиться рядом. Дай Бог – приносить уверенность в самих себя. И всего лишь.
Какие задачи поставлены на Кубок России и на Кубок Мира?
Это вы не меня спрашивайте (смеется). Есть главный тренер – вот ему и задавайте эти вопросы. Я же ничего нового не скажу. Для команды «Енисей» всегда стоят только наивысшие задачи.
В межсезонье Юрий Викулин покинул клуб. Как вы узнали, как он об этом сообщил?
Он пришел, мы с ним поговорили. Он высказал свои чисто спортивные «моменты», что ему просто надо сменить обстановку и найти мотивацию в хоккее. Я его понял. Он, наверное, имел на это право. Решил попробовать себя в Хабаровске. Не могу заглянуть ему в душу – это нужно с ним самим разговаривать. Мы очень хорошо расстались – как с игроками, так и с тренерским штабом. Пожелали друг другу удачи.
Я говорю молодым ребятам – почему вы думаете, что такими родились? Ты никогда не задумывался, в каком коллективе ты играл, с какими хоккеистами? Кто тебя тренировал? Или на это закрываете глаза, считая, что я такой великий сам по себе? И «Енисей» должен быть благодарен мне, что я здесь поиграл? Я думаю, что это неправильное мнение. И, как правило, со временем человек это понимает.
Вы считаете, это предательство? Или это жизнь?
Не знаю, но я бы так никогда не поступил. Да и никогда не поступал. Я всегда ценил и ценю тех людей, с которыми прошел всю свою жизнь. К счастью, у меня был хороший детский тренер, Поздняков Валерий Филиппович, который меня воспитывал. Только 5-6 раз из команды меня отчислял (смеется). То клюшку не так сделал, то отвлекусь – заставлял бежать. А я все «фыркал-мыркал» - был молодой пацан. Тогда может я и обижался сильно, но теперь я понимаю, что он был абсолютно прав. Он меня воспитывал.
Я горжусь тем, что был его учеником.
Сергей Иванович, кто сейчас капитан команды?
Назначили Серегу. Это решение Ивана Максимова.
Вы как отец и тренер уже думаете о том, как Сергею Сергеевичу закончить карьеру и кем бы стать дальше?
Если бы это были те условия, в которых я заканчивал… Я закончил в 38 лет. Полон сил и знаний. Мне просто надоели холода, ветра, плохой лед. Переезды – 90-е годы, непонятно какие поезда, плацкарты, самолеты. Сегодня все комфортно, все близко. Медицина не стоит на месте. Сейчас не надо смотреть – как ветер, как погода. По 50 раз подходить к окну. Смотреть, не пойдет ли снег сегодня к вечернему матчу. Лежи, отдыхай, восстанавливайся.
Какова дальнейшая судьба стадиона Локомотив?
Я не знаю… Сейчас принимаются какие-то решения. Единственное, Владимир Владимирович Путин, наш президент, на проводимом горсовете сказал: «Я хочу, чтобы вы меня услышали – чтобы объекты принадлежали основным командам. Детские спортивные школы чтобы были учредителями». Все должно работать на развитие хоккея. Я думаю, руководители края примут правильное решение.
Я против той организации, которая была на Локомотиве. Руководитель сидит где-то на «Сопке», у него там кабинет, и там он принимает решения – закупить или нет бензин. Какие-то проблемы – надо к нему ехать. Не зная ситуации, он принимает такие решения.
На мой взгляд, было бы оптимальным решением – здесь, на арене, команда. Детская спортивная школа – крытый каток «Первомайский». Локомотив – единая школа по футболу и хоккею. Как было в советское время. Летом играют в футбол, а зимой – в хоккей.
Когда начинали строительство ледового дворца, говорили, что неплохо было бы в Красноярске провести чемпионат Мира по хоккею с мячом. Сейчас эта идея еще осталась?
Этим занимается Универсиада. Они это хотят, и мы это хотим. В 21 году чемпионат Мира должен пройти в Иркутске. Но одно из условий – должен быть построен крытый каток. Но как я понимаю – не успевают. Насколько велики шансы перенести турнир в наш город – не знаю, я в этом не участвую. Но желание провести чемпионат мира, конечно, есть.
В этом году футболисты красноярского «Енисея» вышли в премьер-лигу. Хоккей с мячом и футбол – близкие виды. Смотрите?
Раньше мы вообще были едины. Я вспоминаю 70-е годы. Управление хоккея с мячом, хоккея с шайбой и футбола было одним. Просто ребятам желаю удачи, а футболу – становления. Чтобы не на один сезон. Чтобы за то время, пока у нас существует, как я ее называю, «Суперлига», в нашем городе появились хорошие мальчишки. Чтобы мы могли создать команду, которая могла бы самостоятельно участвовать в Премьер-лиге.
Надо приглашать хороших специалистов, создавать им условия. Ведь у нас много детей, которые любят теннис. Сейчас не надо думать, разовьется он или нет, «стрельнет» или не «стрельнет». Создайте условия, пригласите специалиста, чтобы он начинал работать с новыми идеями. Не могут быть идеи у министра спорта. Его задача – организовать все. Так же и в футболе. Прежде всего надо думать о кадрах. Тогда и будет развитие.
Позвали Диму Аленичева. Он умный парень, видит футбол совершенно по-другому. И за один год команда вышла в Премьер-лигу. Около него работает Егор Титов – это хороший шаг. Ну и пойти дальше, в нижние слои, в глубинку, в школу. Найти хорошие кадры. Тем более, что и Титов, и Аленичев знают, кто им нужен.
Сергей Иванович, во время чемпионата мира по футболу за кого болели?
Естественно, за нашу сборную. Она меня поразила эмоциональным футболом очень сильно. Может быть не столько качественным, но эмоциональным, честным. Показали, то, что что мы способны. Даже через «не могу». Ребята отдавались, били, падали после матча на поле. Это было захватывающе. И отношение только положительное к нашей сборной.
Болел за Месси. Хотелось, чтобы он стал чемпионом мира. За Рональдо. Вообще за классный футбол. К счастью, в этом году было очень много классных матчей, от которых были мурашки по коже. Великие команды и очень много игроков – все на мой вкус.
В какой момент вы поняли, что Франция будет чемпионом мира?
Я знал, что они станут чемпионами, потому что у хорватов не хватит опыта, мощи. Все же сборная Франции – команда с большой историей. Мбаппе произвел такое впечатление – он как будто на коньках. Бежит на такой скорости, маневренность колоссальная!
Хотел, чтобы чемпионами стали хорваты. Хотел. Мы ехали всей командой в автобусе, в Швеции. Успели на второй тайм. Все хотели, чтобы выиграли хорваты, но было видно, что французы сильнее.
В будущем году хоккей с мячом дебютирует на Универсиаде. Мы уже готовим ребят из Красноярска в сборной?
Я не знаю… Мы к этому отношения никакого не имеем. Потому как федерация определяет тренеров сборной Универсиады. Я слышал, что будет Хандаев.
Если нас попросят чем-то помочь, своими взглядами на игру, например. Все остальное – это не к нам.
Ваш внук Саша уже начинает играть в хоккей с мячом. Этим летом чему новому вы его научили?
К сожалению, я не так часто с ним общаюсь. Серега молодой, он больше времени проводит с ним. Летом они ездили семьей в отпуск. Опять же, я его не видел. Пока не столько много внимания ему уделяю. Может это связано с моей работой, загруженностью или тренировками… Не знаю, но так получается. Быть может ближе к сентябрю, когда появится основной лед.
Тем более как сейчас тренируются дети? Где площадка освободилась – они туда и едут. В прошлом сезоне он был здесь – я видел его каждый день, разговаривал, подсказывал. А сейчас я даже не знаю, где они тренируются. То на Центральном стадионе, то на Металлурге, то еще где-то.
Серега очень ревностно относится к воспитанию своего сына. Я иной раз нахожу то, что он хочет сам попробовать создать из Сашки подобие себя. Это хорошее желание.
Redyarsk.Ru Хоккей с мячом.