Главный тренер одной из лучших хоккейных команд мира «Енисей» (в мировом рейтинге, составленном 16 октября, красноярский ХК занял второе место — 9074 балла) Сергей Ломанов в интервью для портала Redyarsk.Ru - о подготовке команды к Чемпионату России, о прошедших матчах, о своем первом и крайнем Кубке мира, а так же о тренерском «электрическом стуле».
- Через два дня стартует Чемпионат России по хоккею с мячом среди команд Суперлиги в сезоне 2011/12 годов. Сергей Иванович, расскажите, как проходит подготовка к матчу? Что-нибудь изменилось в составе?
- Мы встречаемся 10 ноября с «Родиной» (Киров). После приезда с Кубка России сразу приступили к финальной части подготовки к Чемпионату России. Сейчас настраиваемся к игре, работаем над конкретными тактическими и техническими моментами. Состав тот же, единственное, что сделали - сократили количество игроков. Участвовало много молодежи, в целом было 22 человека, сейчас - 18. Это сделано, для улучшения качества тренировок, ведь при 22-ух частота упражнений намного меньше. Новых имен не будет.
- 3 ноября «Енисей» завершил борьбу за Кубок России. Встреча нашей команды с красногорским «Зорким» была неудачной. Что на это повлияло и готова ли наша команда к чемпионату?
- В этом году мы провели три зарубежных сбора. И огромным успехом было то, что в итоге команда выиграла Кубок мира. Думаю, это неплохой показатель готовности игроков. В целом матч с «Зорким» получился неплохой. Мы создавали опасные моменты, забивали голы. Просто в чем-то «Зоркому» больше повезло, а нам нет. Но могли и мы выиграть.
- Вы не раз держали Кубок мира в руках. Каково это, и отличается ли первый ваш кубок от недавно взятого?
- Приятно. В Кубке мира я принимал участие раз 15, может и больше. Выигрывал три раза как игрок. И всегда это были самые яркие впечатления. Последний турнир был выматывающим, сложным. В нем было много нюансов, которые необходимо было учитывать. Но благодаря нашему опыту мы все сделали правильно. В хоккее есть моменты, когда нужно дать передохнуть игрокам. Но, по моему опыту, я считаю, что лучше не отдыхать, а попасть в ритм, играть надо, пусть немного и не в полную силу. Для игроков это будет своеобразной зарядкой, и к следующему матчу они будут чувствовать себя легче. Ведь можно устроить отдых, отлежаться, но тогда ноги будут совсем другими - вялыми, ватными. А когда ты всегда в темпе, в ритме, когда ты катаешься, ты чувствуешь себя лучше. Хотя, если игра не так значима, то можно дать возможность игрокам передохнуть.
Если говорить о первом и взятом недавно Кубке, то это совершенно разные вещи - когда ты выигрываешь Кубок Мира как игрок, и выигрываешь его как тренер. Молодой, эмоциональный, в то время это был абсолютно другой праздник, другое веселье. С тобой рядом те, кто также стремился к победе, ждал ее, они с тобой наравне, и у вас одна общая огромная радость. А сейчас, я держу его другими руками — руками тренера. Стремление к победе уже не для себя, а для них. Ты делаешь все, чтобы игроки почувствовали то же самое, что когда-то чувствовал ты. А, когда ты игрок, ты все равно, наверное, больше для себя стараешься.
- Чью роль легче играть: игрока или тренера?
- Игра — это движение, это быстро летящее время, азарт, адреналин. Роль тренера — следить со стороны за этим, переживать каждый промах, недочет. Когда стоишь на матче и наблюдаешь, твое место становиться похоже на электрический стул. Когда я играл, мне было интересно, что испытывает тренер, и вот интерес привел к пробе себя в этой роли. Теперь я понимаю, что намного тяжелее стоять в стороне, и в то же время быть, как никто другой, внутри игры. Ты стоишь, игроки на льду, ничего сделать не можешь, а тебя трясет всего изнутри, ты каждый момент перевариваешь, все эти ошибки в себе перерабатываешь. А ребята двигаются, и у них все мысли о мимолетной ошибке уходят так же быстро, как и приходят — они сразу переключаются на игру. На льду все очень быстро происходит, не успеваешь ничего понять. А со стороны все не так. Это сравнимо с тем, когда человек плохо учился в школе, и идет на экзамен, чувствуя дрожь внутри себя.
- А как вы в школе учились?
- Я не стремился быть отличником. Родителей вызывали в школу, говорили о том, чтобы я прекращал спортом заниматься, что это мешает учебе. Я после тренировок приходил уставшим, и времени не хватало даже на домашнее задание. Но, несмотря на «советы» учителей, родители мне не запрещали заниматься спортом, напротив - только поддерживали. Это был мой выбор, который они одобряли.
- С чего началось увлечение хоккеем с мячом?
- Я жил в соседнем со стадионом доме, и из окон было видно все игры, которые здесь проходили. Раньше трибун таких больших на «Енисее» не было, просто забор. В нем у меня была своя дырочка, по которой я пролезал на стадион и бесплатно смотрел матчи по хоккею и футболу. Как правило, все хоккеисты с мячом, играли и в футбол.
- Вы тоже играли в футбол?
- Да, причем, без ложной скромности, скажу, что неплохо. Меня даже пригласили в свое время попробовать себя в дубле московского «Динамо», но я остался в Красноярске и забросил футбол.
- Почему вы предпочли хоккей с мячом?
- В то время хоккей был популярнее. А если быть точнее, популярнее в нашем районе. Предпочтение тому или иному вида спорта зависит в большинстве своем от географии. У нас культивировался хоккей с мячом (ДК 1-го мая), на «Рассвете» - футбол, Зеленая Роща - хоккей с шайбой. Но если брать в сравнении футбол и хоккей, то они сродни. Все старое поколение известных футболистов играло в хоккей с мячом. Отличие в том, что в хоккее нужно думать намного быстрее. Если у тебя получается играть на льду, то в футболе будет намного легче думать. Кто хорошо играет в футбол, тот не может плохо играть в хоккей с мячом.
- Вы каждый день видите своих подопечных. Навевают ли они воспоминания о прошлом? И насколько похож сегодняшний хоккей на тот, что был раньше?
- Конечно, всегда вспоминаю. Но, мы были другими. Во-первых, мы жили в другой стране. Во-вторых, у нас не было этих технологий, что сейчас отнимают много времени. Тогда был только один спорт и двор - других развлечений не было. Наше хоккейное и футбольное образование было намного выше. Мы были более техничны, более гибки, нежели они сегодня. Но это все опять же в силу истории нашей страны. В годы перестройки все профессиональные спортсмены уезжали за рубеж или уходили из школ, и детей приходилось учить не особо профессиональным людям. В советское время у нас все стадионы, клубы были под патронажем завода «КРАСМАШ», поэтому не было проблем ни с инвентарем, ни с экипировкой. А то поколение, которое сейчас играет в основном составе, пришли в спорт в 90-е годы — это нехватка инвентаря, это уменьшение числа стадионов, когда некоторые из них переоборудовали в стоянки, когда отношение к спорту ушло на второй план. Мы в свое время прошли более интересную спортивную жизнь.
- Какие на сегодняшний день проблемы у хоккея?
- Отсутствие крытого стадиона, который необходим не только для команды, не только для тех ребят, которые тренируются, он необходим для Красноярска. Город заслужил строительство катка. У нас проходят массовые катания, но лишь в определенные сезоны. А как было бы хорошо, если бы можно было и весной придти и покататься молодежи вместо того же избитого варианта — похода в кино. Сегодня страна выходит на другой уровень развития - все тянутся к комфорту. Но у нас пока такого комфорта нет. Мы играем на воздухе в 20-30 градусов мороза. А маленьким детям запрещено выходить на лед даже при 16 градусах, хотя у нас зима намного превышает эти цифры. В Кемерово, например, в восемь раз численность ребятишек в спортивных школах выше, чем у нас. Она увеличилась за счет появившегося дворца. Я думаю, что все понимают необходимость строительства крытого стадиона, поэтому уверен, что он будет.
Redyarsk.Ru Хоккей с мячом.