На передовой лавры или позор всегда достаются полководцу. Но мы часто забываем о тех, чей труд в тылу во многом является залогом успеха или поражения того, кто на виду. Об истоках “Енисея” мы побеседовали с генеральным директором клуба Игорем Анатольевичем Бондаренко.
Наш разговор состоялся сразу после встречи игроков и руководства ХК ”Енисей”с болельщиками команды. Нужно сказать, что, кроме того, что Игорь Анатольевич является генеральным директором клуба, на его ответственности находятся еще ДЮСШ и краевая федерация хоккея с мячом.
- А что делать нашей молодежи?– начал Игорь Анатольевич беседу с обсуждения вопроса о том, что основу первой лиги составляют фарм-клубы высшего дивизиона - Ведь соревнований-то всего для них – зональное и финальное. Т.е., грубо говоря, тренируются целый год, что бы сыграть 10-11 игр. Если на Урале взять, у них область компактная, и они разыгрывают, скажем, в десять команд, своё первенство. Им интересно. А если Красноярск взять, то тут только есть Сосновоборск и приходится выставлять “Енисею” три разновозрастных команды. Они в своей каше варятся. Это конечно не дело. Правда, в этом году получилось так, что в связи с прекращением существования некоторых команд Высшей лиги многие игроки вернулись в Красноярск, и уровень игры первенства города мгновенно вырос. Они сами организовываются в команды. Впервые за последние годы очень приличное первенство города прошло.
-
А вообще есть интерес в развитии любительского хоккея в крае? Делается ли, что ни будь в этом направлении?- Когда я вернулся в “Енисей”, мне удалось расшевелить север края, Приангарье. Но там играют в ринк-бенди на коробках. Большой лёд заливать сложно, финансы нужны. Плюс к тому в девяностые годы ряды играющих там очень сильно поредели. В основном ветераны остались. Турниры проводят. Приезжаем к ним командой “Ветераны и друзья Енисея”. Недавно играли на кубок главы города Кодинска. Играли на турнире геолога в Богучанах, на открытии коробки в Карабуле.
Мы несколько лет к ним уже приезжаем. А в этом году впервые нам удалось к ним привезти действующих игроков “Енисея”: Артёма Бондаренко, Юрия Викулина и Романа Черных. Наши ребята провели мастер-класс для мальчишек. Эффект чувствуется. Сейчас дети с удовольствием записываются в секции.
Но опять же есть проблема - тренеры все общественники, многие из них сами даже не играли. Тренеры-энтузисты зачастую на свои деньги покупают для пацанов обмундирование и клюшки. Хорошо уже то, что этим они отвлекают мальчишек от улицы, пьянства.
С этими тренерами поддерживаем постоянный контакт. Сам им передавал и диски с записями упражнений и доски конькобежные. Но, увы, они всё же не профессионалы, сами говорят, что не могут объяснить тонкости игры, потому что сами не играли и этот мастер-класс дал им очень многое.
Они участвуют в краевых сельских играх по разным возрастным группам. И взрослые тоже играют. Так же проводят регулярно свои турниры, приезжают друг к другу. Я восхищен этими людьми – там расстояния то не близкие. На выходной день за двести километров, чтобы успеть к десяти утра, они в шесть встают и едут. Играют несколько игр и возвращаются обратно. Я нашим пацанам ставлю их в пример. Многим профессионалам можно позавидовать их отношению к этому, их желанию.
Большое спасибо нужно сказать начальнику экспедиции геофизиков Зайцеву Юрию Георгиевичу. Он их одевает и обувает, и поддерживает. Там даже коробки собираются на субботниках. Где-то, кто-то в чем-то поможет, но в основном сами.
-
Вы являетесь одновременно и генеральным директором ХК “Енисей” и руководителем ДЮСШ. Как Вы оцениваете в этом году работу школы?- На самом деле клуб и ДЮСШ у нас сейчас единое целое. Был выделенный руководитель ДЮСШ, сейчас он мой заместитель. По выступлению скажу, что отдельные годы у нас получились совсем провальными. Хороших мальчишек 92-года у нас в свое время Абакан выдернул. Есть несколько хороших пацанов. Жалко их. Мы их сейчас держим потому, что в следующем году будет возможность их усилить тремя игроками 91-года. А 95-96 годы у нас вообще не попали в финал. Пришлось убирать тренера. Сейчас пошел на то, чтобы пригласить тренером 96-го года бывшего игрока Евгения Колосова. Но тут проблемы.
Чтобы тренер получал хорошую зарплату, нужно брать два возраста – младших и старших. Считают по головам – чем больше занимающихся, тем больше зарплата. Набирают кучу. Ну какой можно здесь вести полноценный тренировочный процесс?! Всё от бумаг зависит. Финансирование школы идёт от города – мы городская команда
Почему беда? Почему игроки не идут тренерами? Он хорошо получал игроком, а тут будет получать семь тысяч максимум! Потому что нет ни категории, ни звания … Только тогда, когда тренер доведет группу до старшего возраста, он станет получать более-менее.
По Колосову получилосьтак… Мы стали автономным учреждением и это немного “развязало руки”. Теперь мы имеем право, чтобы то, что клуб зарабатывает с выручки за билеты, с массовых катаний, с небольшой возможности сдачи в аренду, расходовать по своему усмотрению. Сейчас с Колосовым мы подписали контракт, изыскали для этого деньги, и дали группу из 15-16 человек 96-года. Не нужно нам дутых 40 человек, его зарплата от этого зависеть не будет. По бюджету он будет получать небольшую часть, а остальное клуб ему будет доплачивать.
Конечно, что бы иметь структуру детских тренеров из бывших хоккеистов, клуб должен очень прилично зарабатывать. Вот сейчас наступает лето – “мертвый” сезон. Как зарабатывать? Инфраструктуры нет! Вот стали автономным учреждением, но как назло кризис!
Все тренеры школы должны подбираться под общую концепцию клуба, под общую идею главного тренера. А сейчас, увы, получается, что выбора-то у нас нет!
-
Откуда приходят мальчишки в школу? Вообще много желающих?- В последние годы интерес повышался. Мальчишки шли. Но было так – кто пришел, тот пришел. Сейчас я Колосову сказал, чтобы объездил школы, поговорил с физруками, выбрал самых шустрых. Нужно поговорить с мальчишками, всё красиво рассказать, пригласить хотя-бы прийти, посмотреть. Объявление то просто вывесить, но опять будет то же самое. У Евгения я вижу большой интерес. Он проникся и понимает идеи главного тренера.
-
Как существенны финансовые сборы клуба от какой либо деятельности по сравнению с бюджетом? Вообще возможно, чтобы клуб стал прилично зарабатывать?- Сейчас это невозможно. Я считаю, что время было упущено, нужно было создавать инфраструктуру вокруг клуба. Хорошим примером является красноярское регби. На территории стадиона есть два больших помещения, которые принадлежат не нам. А так можно было сдавать в аренду, или создавать какие-либо совместные предприятия с фирмами, которые работают с клубом.
Сборы от билетов незначительные. Я думаю только о том, как-бы покрыть затраты на технику и на доплаты работникам. Бюджет города финансирует только три возраста мальчишек. А еще четыре, которые играют за призы “Плетеный мяч”, финансируются по мизеру. Раньше, до моей работы здесь, с родителей собирали деньги, чтобы отправить их на соревнования. Сейчас удаётся найти хоть какую-то “копейку”, чтобы оплатить поездки. Сейчас для того, что бы 94-ый год съездил (тот год, который выиграл), родителям нужно было собрать по 17-20 тысяч. Но мы нашли средства, чтобы оплатить их поездку.
-
А что стоит повысить стоимость билетов?- Всё очень сложно. Мы муниципальное учреждение и все цены утверждаются заранее. Если идет повышение, то только на коэффициент инфляции. А если еще делать скидки пенсионерам (об этом спрашивали болельщики на встрече), которых ходит треть от всех зрителей, то что же вообще будет? Я не хотел объяснять сколько у меня, как у директора, ПРОБЛЕМ! Проблем просто колоссальное количество!
Оборудование холодильное старое. В прошлый год полетел малый компрессор. Мы дотянули на одном. Попросили мастеров с завода холодильников. Но ни документации, ни запчастей! Звонили в Швецию… В результате мастера сами всё выточили и год пока работает.
-
Многие болельщики интересуются, почему до сих пор не восстановлено “новое”табло.- Табло это якорь. Это целая эпопея. Все делалось до меня. Я не знаю, как это было. Говорят “новое” табло, но выясняется, что когда его покупали в 2001 годы, ему уже несколько лет было. И со времени установки уже прошло восемь лет. Нет ни документации – ничего! Оно не стоит на балансе клуба. И так как у нас бюджетная организация, то я не могу включить расходы по его ремонту. Т.е., я должен сам заработать или кого-то попросить, что бы его наладить. Думали, что заливает. Обклеили его резиной, но не помогло. Может вообще не приспособлено или такое старое уже. Я не специалист. Компьютерщики посмотрели и сказали, что все схемы очень сильно греются. Мы купили два блока, но нет никаких гарантий, что когда поставим, всё будет работать. В фирмы, которые мы обращались, требуют очень много – мы не потянем.
-
В этом году на стадионе во время матчей появился “ведущий”, который общается со зрителями и заводит их. Чья идея?- Частично моя, а частично Дмитрия Шилова. Сейчас единого мнения нет. Кому-то нравится, кому-то нет. Но сейчас уже старые болельщики подходят ко мне и выражают благодарность. Он их расшевелил. В этом сезоне после забитого мяча он начинает, например, “Гол забил Сергей…” и весь стадион подхватывает “… ЛОМАНОВ”! Никогда у нас такого не было. Это действует на команды. Многие тренеры жалуются судьям, что это нервирует команды. Я им отвечаю: “А Вы как хотели? Зрители должны орать так, чтобы соперника “плющило”, а наших ноги несли. Для того болельщики и ходят на стадион!” А как иначе?
Основной массе нравится. Плюс к тому он развлекает зрителей в перерывах, – конкурсы проводит с призами.
Это и, конечно же, возвращение Ломановых, Швецова ... увеличило аудиторию практически в два раза.
-
На встрече с болельщиками был задан вопрос про телевидение. Вы ответили, что телекомпании требуют деньги за трансляции. Всё же учитывая важность телетрансляций для развития вида спорта, не стоит ли рассмотреть вопрос о таких выплатах? И как велики запрашиваемые суммы?- Если бы у меня деньги были, то я бы платил. Но суммы, которые называются, неподъёмны. В своё время было предложение от ТВЦ сделать журнал по игровым видам спорта – зимой хоккей с мячом и баскетбол, а летом футбол и регби. Но они запросили сто тысяч в месяц и все команды отказались.
Было предложение от губернаторского канала. Я поехал с надеждой – “Наконец-то!”. Но они сразу охладили меня – “А Вы заплатить-то сможете?”.
Сейчас есть одно предложение - вложиться в спортивный журнал. Там суммы совсем другие – просят двадцать тысяч. Готов вложить личные средства. Дал согласие. Посмотрим.
Redyarsk.Ru Хоккей с мячом.