Он из тех, кто ковал 12-е чемпионство «Енисея». Анатолий Суздалев вернулся, и его появление на родном льду с нетерпением ждали красноярские болельщики.
По системе «гол+пас» на предваряющих чемпионат розыгрышах Кубков России и Мира он уступил лишь Сергею Ломанову и Артему Бондаренко. В первых после возвращения матчах он здорово проявил себя в качестве «подносчика снарядов», отдав партнерам 14 голевых передач и став вторым в команде по этому показателю. Однако серьезная травма в финале Кубка России, операция в Израиле и неутешительный вердикт врачей – выбыл до конца сезона... После возвращения из Тель-Авива Анатолий дал интервью спортивному порталу Redyarsk.Ru и официальному сайту ХК «Енисей».
- Анатолий, предлагаю начать нашу беседу с вопроса о том, как вы оказались в хоккее с мячом. Что вас привлекло в этом виде спорта, кто привел на первую тренировку?
- С детства я пропадал во дворе своего дома, где собиралось много мальчишек разных возрастов. Летом мы играли в футбол, а зимой – в хоккей. И не важно, что это было – мяч или шайба. Увидев мою заинтересованность, отец привёл меня на стадион «Рассвет», где я и прошли мои первые тренировки.
- Расскажите о своем первом тренере, Александре Николаевиче Гуцике. Тяжело было на его занятиях?
- Александр Николаевич был как второй отец. Давал нам очень важные, жизненные уроки. Сами тренировки всегда были очень интересными и не похожими друг на друга, что вдвойне нравилось мне. Он мог и поощрить, и наказать за дело. Порой ему приходилось даже «выгонять» меня со стадиона, так как я находился там с утра до позднего вечера. Я считаю, мне очень повезло с первым тренером. Мои достижения в жизни – во многом заслуга Александра Николаевича, за что хотел бы выразить ему самые искренние слова благодарности.
- Вспомните свой дебютный матч в составе команды мастеров. Что тогда испытывали?
- Это случилось почти 16 лет назад. Тогда руководство команды взяло курс на омоложение состава, и 20 января 1993 года в Абакане в матче против местных «Саян» главный тренер Виктор Иванович Ломанов выпустил меня на лед. «Енисей» тогда проиграл 4:8, но вот сам дебют, то, что испытывал тогда, боюсь, сейчас даже не вспомню.
- «Енисей» вам приходилось покидать дважды – сезон 1998-99 вы провели в Абакане, а пять лет назад примерили форму армейцев Хабаровска. С какими чувствами уезжали из родного Красноярска?
- Действительно, волею судьбы мне приходилось покидать родной клуб, и скажу честно - психологически это очень тяжело. Но хоккей для меня – цель всей жизни, путёвку в которую мне дал именно «Енисей». И если я хочу добиться чего-то, готов в лепёшку расшибиться, но сделать!
- А насколько легко и удавалось ли вообще адаптироваться к новой среде?
- С адаптацией у меня вообще проблем не возникло, ведь со мной рядом была моя семья – супруга и дети. Они моя опора.
- Сложно ли было оставаться «енисеевцем», защищая цвета команд-соперниц?
- Оставаться «енисеевцем», на мой взгляд, должен каждый игрок, который воспитывался в этом легендарном клубе.
- Вообще, какие чувства испытываешь, выходя на поле против команды, в которой вырос и стал одним из ведущих игроков страны? Да еще если на родном стадионе…
- Чувства испытываешь двоякие. С одной стороны, ты должен быть «енисеевцем», то есть «держать марку» в глазах болельщиков. А с другой - нужно помнить, цвета какого клуба я защищаю, где и за что получаю зарплату. Я должен выполнять свою работу и делать это профессионально. Поэтому иногда приходилось выигрывать и на родном стадионе…
- В «СКА-Нефтянике» на протяжении 5 лет вы были одним из любимцев местной публики, в 2004 и 2007 годах стали лучшим игроком армейской команды, выводили одноклубников на лед с капитанской повязкой. Как оцените «хабаровский» период в вашей хоккейной карьере?
- Если был любимцем местной публики, значит «хабаровский» период в моей карьере плохим уже точно не назовёшь. За время моего выступления в СКА нам удалось выиграть Кубок России, стать бронзовыми призёрами чемпионата, мне удалось попасть в состав сборной команды России. Считаю, что пять лет хоккейной карьеры, проведённые в Хабаровске, были очень удачными.
- Поклонники «Енисея» тоже с большим интересом следили за вашими выступлениями за «СКА-Нефтяник». А если сравнить красноярских и хабаровских болельщиков? Сильно ли они отличаются?
- Болельщики отличаются только тем, что одни живут в Хабаровске, а другие – в Красноярске. Объединяет их преданность своей любимой команде. В обоих городах хоккей с мячом – спорт номер один.
- Есть ли что-то в армейском клубном хозяйстве, в отношении к команде такого, чего не достает в «Енисее», какой положительный опыт можно было бы использовать в Красноярске?
- В тот момент, когда я уходил из «Енисея», было много примеров, которые можно было бы перенять у хабаровского клуба. В первую очередь речь идёт о бытовых условиях. Сейчас же только один пример «Енисея» с проведением моей операции за рубежом многого стоит. Уверен, подобную практику с удовольствием бы позаимствовал любой профессиональный клуб.
- То, что «Енисей» вновь становиться примером для многих, не может не радовать. Тем не менее, долго думали над предложением вернуться в Красноярск?
- Долго не раздумывал, потому что обстоятельства сложились так, что лучшего варианта не было.
- Что же в вашем решении стало определяющим?
- Прежде всего, на мое решение повлияло желание многих единомышленников возродить «Енисей».
- Как прошло возвращение, быстро успели восстановить бывшие игровые связи и наладить новые?
- Возвращение прошло безболезненно, потому что и Сергей Ломанов, и Евгений Швецов и многие другие ребята, поработавшие с Сергеем Ивановичем, знают, что он хочет видеть на поле от того или иного игрока. У нас одна цель – победа в каждом матче. А новые связи налаживаются сами собой. Поверьте мне, Сергей Иванович как никто другой может научить правильно понимать хоккей.
- Увы, совсем безболезненным, уже в прямом смысле, возвращение не получилось. С сожалением приходится констатировать – выход Суздалева на лед родного стадиона отложен… Прокомментируйте эпизод в злополучном матче финала Кубка России против «Динамо», где вы получили травму. Было ли в этом моменте нарушение правил?
- Я считаю, что когда игрок соперника, что называется «оставляет ноги» - это нарушение правил. Но если судья думал по-другому, то, на мой взгляд, можно было просто остановить игру после моего падения на лёд.
- По спокойному выражению лица показалось, что, поднявшись со льда, вы не сразу осознали всю серьезность травмы. Это действительно было так, или только показалось?
- Поднявшись со льда, я почувствовал, что рука просто «повисла», а строить какие-то гримасы не в моих правилах.
- Если говорить на чистоту, то шансов в финале с «Динамо» было немного. Потому подумалось – не слишком ли высокой ценой команде далось удачное выступление в Кубке? Ведь чемпионат важнее, и здоровый Суздалев определенно помог бы команде занять наиболее высокое место…
- Я бы так не сказал, шансы все же были. Сыграй мы поудачнее в первые минуты матча, поверьте, игра сложилась бы по-другому.
- Чем займете то время, которое появилось в связи с досадной травмой? Будете ли посещать выездные матчи?
- Обязательно буду посещать игры, ездить на «выезд» с командой.
- Как спортивную форму планируете поддерживать?
- А я уже ее поддерживаю. Нагружаю те группы мышц, которые не связаны с травмой.
- Красноярские болельщики очень рады вашему возвращению домой, высоко ценя патриотические чувства к родной команде. Мы от всей души желаем вам скорейшего выздоровления!
- За что вам большое спасибо!
Redyarsk.Ru Хоккей с мячом.