Едва ли не самым успешным спортивным менеджером российского хоккея с мячом является президент хоккейного клуба "Кузбасс" Андрей Сельский.
Он, в отличие от своих предшественников из других городов страны, не стал создавать "Калифа на час", а выстроил в родном городе настоящую хоккейную империю. Которая, между прочим, по структуре, организации и популярности считается нынче лучшей в мире.
- Когда я пришел в хоккейный "Кузбасс", ни футбольных, ни хоккейных традиций нашего славного клуба уже не существовало. Традиции, как правило, быстро утрачиваются, либо быстро забываются. Мы пришли с Сергеем Мяусом практически на голое место. К тому моменту хоккеисты играли на стадионе, расположенном на окраине города, команда была бесхозная, задержка по зарплате достигала двенадцати месяцев. Многие игроки, чтобы прокормить свои семьи, после тренировок и матчей, месили бетон на стройке. Шаг за шагом мы начали выстраивать систему народной команды, строить отношения с властью, с предпринимателями, возвращать народ на трибуны. При этом развивали хоккейный клуб, как любое коммерческое предприятие. Уже тогда мы знали, что нужно у себя проводить крупные соревнования, такие как Кубок России, молодежные и детские чемпионаты мира. То, что было возможно и нам доверяли, мы брали к себе. Доказывали всем, что этот вид спорта любят в Кемерово. Вершиной столь титанического труда стало проведение в 2007 году чемпионата мира на кемеровской земле. Причем, параллельно с развитием команды, мы развивали ее инфраструктуру.
Сейчас "Кузбасс" - единственный клуб в мире, который имеет сразу два больших поля с искусственным льдом. Думаю, что ни в Швеции, ни в России в ближайшее время подобных условий для развития бенди ни у кого не будет. Появление закрытого модуля дало нашей команде преимущество перед соперниками. Ведь начиная с августа месяца на большом льду может тренироваться не только главная команда, но и вся детская школа. Постепенно мы продвигаемся к своей спортивной цели - быть лучшими. Не буду скрывать, что мы всегда брали пример с красноярского "Енисея", когда там блистал Сергей Ломанов.
- А при каких обстоятельствах вы познакомились с Сергеем Мяусом?
- Я был закоренелым болельщиком кемеровского хоккея с мячом. Болел за наш "Кузбасс" с детства. Когда у меня появилась возможность помогать хоккейной команде, я с головой окунулся в этот процесс. Бизнес переложил на плечи своей жены, а сам занялся исключительно делами спортивного клуба. Вот тогда-то мы и познакомились с Сергеем Анатольевичем. Я видел, как он предан любимой игре, как переживает за судьбу подопечных, как ему тяжело работалось в одиночку.
- За годы совместного сотрудничества у вас с Мяусом дело не доходило до конфликтов?- Ни одного серьезного конфликта у нас с ним не было. Всегда было понимание. Каждый из нас держал слово. Он свое тренерское, я - свое. Это редкость. Конечно, порой меня захлестывали эмоции, я был недоволен игрой команды. Но в то же время, я отдавал себе отчет, что в этом и моя вина, что именно я не могу найти тех игроков, которые будут делать нужный результат. Не буду скрывать, иногда мы открыто могли послать друг друга к горизонту, а затем сесть за стол, пропустить по рюмочке-другой, и всё вставало на свои места. Это нормальные человеческие отношения. Когда выясняем отношения не за глаза, а в глаза. Таких союзов в российском хоккее с мячом сейчас нет. Был до этого дуэт Скрынник - Янко, но он развалился. На беду Красноярска, у него в свое время не нашлось помощника главному тренеру. На Ломанова сложили всё, а вот хорошего менеджера рядом с ним не оказалось. По этой причине то, чего добился "Енисей" в конце девяностых годов, быстро ушло.
- Не секрет, что в профессиональном спорте иной раз на первые роли выходят судьи. Кое-кто обречено машет на эту проблему. А как вы решили ее?- Мы пошли немного другим путем. Совместными усилиями мы создали в Кемерово судейскую школу Тараканова, который по совместительству является еще и директором нашей ДЮСШ по хоккею с мячом. А без нормального судейства невозможно развиваться, без него невозможно даже нормально провести ни одни детские соревнования. Из молодых хоккеистов, заканчивающих общеобразовательную школу и не проходивших в команду мастеров, мы создали судейскую группу. Сейчас в судейской школе Тараканова занимаются юноши и более младшего возраста. По моему глубокому убеждению, как педагог Игорь Тараканов, он же исполнительный директор областной федерации хоккея с мячом, очень сильный. А что касается школы судей, то ее можно создать абсолютно в любом городе. Надо только захотеть. Одной из наших целей в данном направлении является то, чтобы молодежные и детские соревнования обслуживали сами дети, то есть того возраста, который играет на этих соревнованиях. Достичь этого будет значить многое. А то порой слышишь от ребенка, съездившего на свой первый турнир: нас убили. Это полный тупизм. Вот где зарыто самое страшное. Хотя стоит оговориться, что судья может многое, но не всё. Если команда играет так, как "Енисей" в девяностых годах, то ни один судья не поможет их сопернику.
- Как взаимодействует кемеровская ДЮСШ по хоккею с мячом с главной командой?- Сегодня в ДЮСШ действует несколько направлений. Причем детская школа имеет свой попечительский совет. В него входят люди, которые не понаслышке знают, что из себя представляет улица, и как она влияет на подрастающее поколение. Они вкладывают средства в развитие детского хоккея с мячом и курируют все процессы. В нашей ДЮСШ, в различных группах, на пяти стадионах областного центра и в двух общеобразовательных школах занимаются около тысячи детей. Помимо этого, открыты отделения ДЮСШ в Кедровке, Топках, Лениске-Кузнецком. В следующем году мы хотим всё кардинально поменять, перевести работу с детьми на более качественный уровень. К тренерской работе мы привлекаем всё больше бывших игроков профессионального хоккейного клуба. Вскоре в педагогическом коллективе школы их будет большинство. Директор школы будет работать в одной упряжке с клубом. Те требования, которые мы предъявляем главной команде, мы будем предъявлять и юношеским коллективам. Уже сейчас главный тренер "Кузбасса" Мяус вместе Сергеем Ломановым проводят семинары для детских тренеров. Тот колоссальный шведский опыт, на примере собственного сына, который есть у Ломанова, большая находка для областного хоккея с мячом. Главным же показателем в работе ДЮСШ я считаю то, сколько ее воспитанников передано в команду мастеров.
- Самая больная тема любой российской ДЮСШ, по любому виду спорта - зарплата детских тренеров. Как вы решаете эту проблему у себя?- К решению данной проблемы мы подходим с разных сторон. Например сейчас, детский тренер Александр Опарин набрал коммерческую группу. Мы это не скрываем. Некоторые состоятельные родители, которые хотят чтобы их ребенок занимался хоккеем с мячом на профессиональном уровне, платят тренеру соответствующую зарплату. Он тратит свое личное время на дополнительные занятия и получает за это компенсацию. Деньги не такие уж и большие, к тому же, у родителей есть с кого спросить за качество обучения. Кроме этого, с помощью друзей хоккейного клуба, мы устроили наших детских тренеров на разные предприятия области.
- Андрей Борисович, по вашим оценкам, когда в Кемерово может окупиться крытый ледовый модуль?- Давайте будем честны друг перед другом. Никогда и ничего в России из возводимых спортивных объектов быстро не окупится. Например, стадион "Химик", который построили в 1978 году к турниру на призы газеты "Советская Россия", окупился не теми деньгами, вложенными когда-то в его строительство, а здоровьем тысяч кемеровчан. Я считаю, что главное всё-таки не денежная составляющая, а те детские души, которые мы спасаем от пагубного воздействия улицы. Как считать, окупилось ли то, что мы не позволили мальчишке сесть на иглу или запиться? К тому же, сейчас, помимо хоккеистов, у нас в крытом модуле занимаются фигуристы, делают раскатки шайбисты, конькобежцы. А посмотрите на нашу главную арену - стадион "Химик". Ведь когда мы ее строили, мы учли все ошибки, в том числе и те, которые были допущены в Красноярске. Мы пошли на маленькое удорожание проекта, зато построили мощную установку, способную обслужить два ледовых поля, открытое и закрытое. Кроме того, летом наш "Химик" не простаивает, поскольку на нем уложено искусственное футбольное поле. За основу мы взяли финский проект.
- По России ходит слух, что хоккеисты "Кузбасса" едва ли не миллионеры, их зарплата превышает все мыслимые и немыслимые размеры. Это правда?- Я не буду называть точные цифры. Скажу лишь одно, что уровень зарплаты наших хоккеистов в разы ниже, чем в Красногорске, Москве или Казани. У нас есть лишь два хоккеиста, уровень гонораров которых соответствует зарплате среднего игрока столичного "Динамо". Правда, у каждого нашего игрока еще есть контракт, в котором оговорены дополнительные условия. Открою секрет, "Кузбасс" - единственный российский клуб, где обязательным условием является то, что, пока хоккеист играет в нашем клубе, он обязан получить высшее образование. В настоящее время есть люди, которые имеют по два вузовских диплома. Например, Серега Тарасов имеет высшее спортивное и юридическое образование. Я твердо убежден, что после окончания спортивной карьеры у каждого нашего игрока должен быть диплом, чтобы он легче адаптировался к жизни вне профессионального спорта. Аналогичные требования распространяются и на ребят из первой лиги, где абсолютно все хоккеисты учатся, правда, кое-кто еще в школе. Добавлю также, что мы не одобряем тенденции приглашения зарубежных игроков.
- В последнее время очень много критических стрел выпущено в адрес президента ФХМР Альберта Поморцева. Молва даже сватает вас на это пост...- Я никогда ни в одном интервью не заявлял о своих притязаниях на пост президента ФХМР. Все эти слухи не более, чем черный компромат на меня. У меня есть свое место работы, и должность президента мне абсолютно не нужна. Поморцев заявляет на всех углах, что идет борьба за его кресло и сталкивает лбами многих людей. На самом деле, этот пост никому не нужен, ни мне, ни Статкевичу, ни Скрыннику. Он нужен лишь тем людям, которые пытаются на этой общественной должности заработать деньги. Для чиновников из федерации я всегда был и остаюсь главным скандалистом, потому что вслух говорю о том, что не устраивает. При этом я еще и самый уязвимый, потому что у меня нет владений "Советским спортом" или "Спорт-экспрессом". В этих играх, которые получили столь громкое название "Сельские", принимал участие и Сергей Иванович Ломанов. Я отношусь к этому спокойно. Это обычная конкуренция, его просили москвичи, он помогал им. Когда-то я видел как шумел Ломанов в финалах чемпионата страны. Удивлялся. Теперь и мы поиграли там и знаем, как и что там происходит. Самым простым способом навести порядок многие сейчас считают ломку всего старого. Но что будет потом? И здесь дело даже не в личности Поморцева. Дело в нас, в тех, кто вкладывает деньги в хоккей с мячом. Каждый из нас должен давать себе отчет, чего же он на самом деле хочет. Мы все, президенты российских клубов, сидим обычно за одним столом в ФХМР, договариваемся обо всем, а как только выходим за порог, то тут же клубные интересы начинают становиться превыше всех договоренностей. Я боюсь, что вскоре русского хоккея может вообще не быть, если не поменять что-то кардинально в развитии и популяризации нашего вида спорта. Не так давно мы делали попытку через депутатов Госдумы Кемеровской области и Красноярского края провести круглый стол по поводу развития хоккея с мячом в стране. Но в итоге ничего кроме разговоров не получилось. А федерация в тот момент просто стояла в стороне. Верхам оказался неинтересен наш вид спорта. Болевой точкой остается телевидение. Вкладывать туда денежные средства, размещать рекламу никто не хочет. Что сейчас критиковать федерацию? Она работает от чемпионата мира к чемпионату. Но опять же, федерация - это лишь ее работники. Я в свое время исполнял обязанности Поморцева. К сожалению, мне толком не дали порулить, а то бы я половину сотрудников там уволил.
Сегодня надо двигаться не мелкими шажками, а семимильными, иначе русскому хоккею придет конец. Наш вид погубит зарплата. Вскоре мы можем прийти в никуда. Хоккей с мячом это не футбол и не хоккей с шайбой. Это карликовый вид спорта, который любят работяги, но не любят олигархи. Мы его искусственно раздули, и он может лопнуть как мыльный пузырь. Тем более, что мы сами ничего конкретного не предпринимаем по развитию этого вида спорта. Кругом наблюдается деградация. Игроки бегают из команды в команду. Сколько сейчас есть хоккеистов, которые за свою карьеру сменили по пять или шесть команд? Нужно срочно менять всю систему. В прошлом году мы попробовали "гладкий" чемпионат, но он всё же не получился. Шведы поступают более правильно. У них сначала идет "гладкий" чемпионат, а затем матчи плей-офф. А у нас во втором круге многие команды просто доигрывают сезон. Вот что страшно - безразличие и самообман.
Для развития необходимо выстраивать структуру, поднимать детский хоккей, уделять внимание команде первой лиги, чтобы главная дружина черпала свои силы именно в ней. Чтобы была достойная материальная база у каждого клуба. Необходимо уделить внимание и правовой основе. По моему убеждению, контракт у любого хоккеиста, должен быть сроком не меньше двух лет, чтобы он не бегал из одного клуба в другой..
-
На ваш взгляд, может ли выступать команда Казахстана в высшей российской лиге?- У нашего чемпионата должна быть мобильность. Не все города, в которых есть команды, имеют развитую инфраструктуру. Иной раз поездки в такие города, как Усть-Илимск или Читу, превращаются в целые путешествия. А появись у нас еще команда Казахстана, то потребуются визы и многое другое. Вот мы, например, летаем чартерами. Нам придется согласовывать маршрутные схемы на международном уровне. Так что пусть пока казахстанцы играют в первой лиге, а в будущем, может быть, нам стоит подумать над созданием какой-то европейской лиги, начать эффективнее проводить Кубок европейских чемпионов. Что касается российского чемпионата, то в турнире высшей лиги должно играть не более 16 команда. На первом этапе соревнований проводится двухкруговой турнир, а затем чемпион и призеры выявляются по системе плей-офф.
Правда кое у кого есть мнение, что, сократив высшую лигу, мы потеряем несколько точек. Но всё это дутые команды, которые потешат местную публику и не сегодня, так завтра, уйдут в небытие. Сейчас в России имеется не больше 16 нормально функционирующих команд. Надо серьезно перекроить первую лигу, навести порядок в детских соревнованиях. Такого беспредела, который на сегодняшний день существует в детском хоккее с мячом, нет даже у взрослых.
- Андрей Борисович, какую задачу вы поставили на сезон перед "Кузбассом"?- У нас одна задача: выигрывать в каждом последующем матче. Любопытно, как выступят "Байкал-Энергия", который в прошлом сезоне заявлял, что станет чемпионом, или "СКА-Нефтяник", который собирался выиграть кубок страны и стать призером чемпионата. Мы сами себя обманываем, а потом, когда не получилось, начинаем заявлять, что во всём виноваты судьи, или опять Сельский наплел интриг. "Кузбасс" продвигается к своей цели шаг за шагом. Я не заявлю о нашем чемпионстве. Примером для нас служат достижения "Енисея", "Водника" и "Динамо". И запомните: "Сельских игр" нет, есть "Поморцевские игры". Конечно, порой я болезненно отношусь ко многим моментам, связанным с выступлением своей команды. Но это лишь эмоции, а закулисных игр мы не ведем. К тому же, сейчас я остаюсь единственным президентом российского клуба, с которым москвичи ничего не могут сделать.
Redyarsk.Ru Хоккей с мячом.