Тема хоккейного «Енисея» для красноярского спортивного болельщика не чуждая. Но в чем состоит первостепенная цель руководства - возрождение команды или собственное благополучие?
Команда всегда комплектовалась в подавляющем большинстве воспитанниками краевого хоккея с мячом, а уж если игрок приглашался, как говорится, со стороны, значит – это действительно требовала острота момента. И болельщицкая армия оккупировала трибуны стадиона не в пример нынешним временам. Конечно, обидно наблюдать сегодня полупустые трибуны. Но понять людей можно, кому же интересно смотреть на игру команды, «ведущей борьбу» за место в «десятке лучших команд страны», проигрывая при этом командам, нисколько не превосходящим «Енисей» ни по классу, ни по подбору игроков. Что же произошло?
Не будем возвращаться к временам последнего красноярского чемпионства. Не будем ворошить причин отъезда из Красноярска в другие клубы игроков команды-чемпиона. Обо всем этом уже много говорилось, исписаны горы бумаги, виновные избраны и изгнаны. Попробуем посмотреть на ситуацию под другим углом зрения.
НАСТОЯЩИХ БУЙНЫХ МАЛО – ВОТ И НЕТУ ВОЖАКОВ
В 2001 году «Енисей» выиграл очень важное не только для себя чемпионство, доказав, что с суперклубами типа тогдашнего «Водника» можно бороться и обыгрывать их. Та команда была командой лидеров, в каждой линии имелось не по одному хоккеисту, который в любой момент мог взять игру на себя. А за лидерами уже вставала молодая поросль, подающая большие надежды и высказывающая большие амбиции. Достаточно назвать несколько игроков, которые были недовольны тем, что получают очень мало игрового времени, вследствие чего они не могут проявить себя – Садовский, Завидовский, Храпенков...
И вот, по окончании сезона 2004-2005 гг. из «Енисея» ушли практически последние из могикан – Максимов и Ломанов-младший, люди, которые по сути определяли игровой почерк команды последних лет. Наконец-то, находившейся в их тени молодежи предоставилась великолепная возможность выйти на первые роли и сыграть первую скрипку. Однако, ничего подобного не произошло. Никто не заявил претензий на лидерство в команде. Даже тот, кто просто обязан был это сделать – многолетний капитан Алексей Щеглов. Вот уж кто должен был стать первым помощником главного тренера на поле. Но не смог. Или не захотел? Не суждено было стать вожаком и Юре Викулину, к тому времени уже игроку сборной страны. Но здесь, скорее всего, сыграл свою роль возраст – не так уж много годков было Юре, чтобы заслужить у товарищей еще и какой-либо авторитет вне игровой площадки. Он был наравне с другими.
А без лидера команда во время игры теряет очень многое – игровую дисциплину, чувство ответственности, приобретая при этом расхлябанность и определенное равнодушие. И сейчас произошло то, что и должно было произойти. То болото, в которое превратилась игра «Енисея», засосало в свою трясину и капитана, и перспективного Викулина, и всех остальных подававших надежды... И имеем мы теперь ту команду, которая имеет все наши лучшие к ней чувства.
РЫБА ГНИЁТ С ГОЛОВЫ или КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ
Вынесенная в подзаголовок фраза предопределяет тему последующих размышлений. Ведь нельзя же все беды сваливать на одних лишь хоккеистов. Есть над ними батьки-наставники и прочие отцы-командиры. Проблемы, на взгляд автора этих строк, существуют и в тренерском составе, и в клубном руководстве.
Когда пост главного тренера оставил Сергей Ломанов-старший, назначение на освободившуюся вакансию Виталия Ануфриенко выглядело весьма логичным и правильным решением. Все-таки заслуженный тренер России (выиграл два молодежных первенства мира), много лет проработал бок о бок с Ломановым (какая никакая, а преемственность тренировочного процесса), как игрок знает, за счет чего достигается победа. Но, к сожалению, Виталий Константинович, на мой взгляд, не справился, подтвердив истинность выражения, что не всякий игрок может стать тренером. За три неполных года главенствования Ануфриенко, в командной игре «Енисея» не появилось ни одной новой мысли. Более того, сейчас мы можем наблюдать элементы игровой деградации. Частенько красноярцы путаются в таких ситуациях, которые должны отрабатываться на тренировках на «раз-два» - игра в контратаке при равном числе нападающих и обороняющихся, при численном перевесе и т.п. А то с недоумением можно наблюдать, как игроки «Енисея», получив мяч, не знают, что с ним делать дальше. Нельзя занести в актив главному тренеру и игровую дисциплину. Помните – порядок бьет класс? Такое в спорте часто случается. Матч – это сражение. Хоккеисты – солдаты, которые должны выполнять приказы своего командующего (читай – установку на игру главного тренера). Без этого достижение победы сомнительно. А если игроки игнорируют слова тренера и не подчиняются ему, стОит задуматься о его соответствии занимаемой должности.
А полностью ли виноват Ануфриенко, что упустил бразды правления командой? Хоккейный клуб – большая семья, здесь мало что укрывается от глаз его членов. И какой же авторитет будет у тренера, если игроки видят, что много вопросов решается за его спиной, без согласования с ним. Вы попросите факты. Извольте.
Селекция. Обычно ею занимается не тренерский состав команды, а работники клубного аппарата. Главный тренер говорит, какой конкретно игрок ему нужен на определенную позицию, аппаратчики выходят на игрока или его агента и решают все необходимые вопросы. За последние три года в «Енисее» селекционная работа была полностью провалена, лишь создавалась видимость такой работы. Перед прошлым сезоном в «Енисей» рекрутировали целую группу игроков – Косынчук, Артеменко, Федосов, Козлов, Колосов. И где же теперь они? Все покинули команду по разным причинам кто в середине сезона, кто по его окончании. Скажете, с кем не бывает, ошиблись. Вряд ли. Скорее – имеет место быть некомпетентность селекционеров, которая продолжает процветать. Ведь для чего в команду берут игроков? Чтобы усилить игру, это и ёжику понятно. Но глядя на приобретения этого сезона, начинаешь думать обратное. Сомневаюсь, что Ануфриенко спросили, когда брали в команду Артема Иванова, Сергея Большакова и уж тем более Виталия Лабуна. При этом задача поставлена была нешуточная – общее четвертое место в чемпионате. Так что, бери, Виталий Константинович, что дают, а задачу выполни.
И с тренерами не все так просто. В прошлом сезона в помощники Ануфриенко за его же спиной клубным руководством был назначен Юрий Лахонин. Надо ли вспоминать, что контакта между главным и старшим фактически не было. Один давал свои указания игрокам, другой – свои. А когда даются два приказа, поневоле задумаешься и… не будешь выполнять ни один.
ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
Изменения в «Енисее» назрели. За три года при нынешнем руководстве команда скатывалась все ниже по турнирной лестнице. Пропала присущая красноярцам размашистая комбинационная игра. И, что самое страшное, пропал командный дух победителя. Да и у болельщиков очередное поражение «Енисея» уже не вызывает бури отрицательных эмоций и недоумения по поводу случившегося. Обидно…
Естественно, по полной программе ответит Ануфриенко, покинув пост главного. Но опасение вызывает то, что он может оказаться в роли стрелочника, и весь удар «руководящего гнева» падет лишь на его голову, а другие виновники останутся в стороне. Теперь вопрос в том, кто же придет на смену Виталию Константиновичу. В красноярских спортивных кругах, уже как о свершившемся событии, говорится о возвращении в «Енисей» Сергея Ивановича Ломанова. И вроде бы как уже вопрос согласован и с мэром и с губернатором. Пока неясно, в качестве кого будет работать Сергей Иванович – главного тренера, директора клуба... Что это может означать?
Для нынешних руководителей клуба – ничего хорошего. Вице-президенту клуба Константину Яринскому скорее всего придется искать новое место работы. В свое время он уже работал в «Енисее» и уволился по инициативе С. И. Ломанова при весьма неоднозначных обстоятельствах. Проблематично будет усидеть в кресле начальника команды 65-летнему Анатолию Александровичу Сизову, против которого не только возрастной вопрос. Возможны и другие потери и замены в административном аппарате.
Избежать больших изменений можно лишь в одном случае – нанести упреждающий удар. Что в эти дни и пытаются сделать (как это принято сейчас говорить во избежание судебных исков) люди, внешне напоминающие президента «Енисея» Валерия Грачева и упомянутого выше Анатолия Сизова. Они ведут переговоры с одним из специалистов, рассматриваемым в качестве кандидата на должность главного тренера команды «Енисей». И специалист этот - не кто иной, как Владимир Владимирович Янко. Если такая комбинация удастся, то Ломанов-старший точно не вернется в Красноярск и, скорее всего, станет главным тренером кемеровского «Кузбасса»; в «Енисее» не будет в составе красноярской команды ни Ломанова-младшего, ни Максимова, не приедут другие потенциальные новички, список которых, наверняка, уже имеется у Ломанова-старшего. И необходимо еще вспомнить, что господин Янко не очень любит и умеет работать с игроками среднего уровня, все его успехи связаны с командами, укомплектованными игроками экстра-класса – взять тот же «Енисей» 80-х годов, а затем «Водник» и московское «Динамо». А когда руководство Московской области предложило ему поднять до высокого уровня красногорский «Зоркий», Владимир Владимирович спасовал и ничего не сумел сделать.
Вот и подумайте, что больше всего заботит руководство «Енисея» в данный момент истории - возрождение команды или собственное благополучие и спокойствие?
Артём БАРКОВ
Мнение редакции REDYARSK.RU может не совпадать с мнением автора
Redyarsk.Ru Хоккей с мячом.