22 июня 2011 года. Прочтений: 6519. Текст: Евгений Кузнецов. Источник: Городские новости. Фото: Евгений Кузнецов. версия для печати
Интервью газете "Городские новости" (приложение "Стадион") дал капитан "Енисея" Юрий Викулин
Они разные - великие капитаны великих команд. Легендарный Лев Яшин, капитан московского «Динамо» и сборной СССР, пройдя в течение своей долгой карьеры через взлёты и падения, обрёл годами наработанный высочайший авторитет среди игроков и тренеров и признание специалистов и болельщиков мира. Но на поле он больше подсказывал партнёрам и не давил своим авторитетом. Предпочитал сделать внушение или подсказать что-то партнёру днём спустя, когда страсти поостынут. Другим был капитан «Спартака» и национальной хоккейной дружины Борис Майоров - тот самый, что вручал игрокам «Енисея» первые чемпионские медали. Борис Александрович делал всё и сразу, не отходя, как говорится, от кассы. Тут же на площадке в ходе смены или на скамейке запасных. Причём Майоров не дожидался тренерской «отмашки». Делал, когда сам считал нужным. Темперамент и страстность натуры сказывались. Как и независимость. Мог даже поспорить в открытую с тренерами сборной, если, как он считал, это было в интересах команды. И даже великий Анатолий Тарасов никогда не говорил ему принародно: «Борис, ты не прав!». Сам был горячим и импульсивным человеком, но находил в себе силы - нет, не простить Майорова, а выслушать. Потом подумать о сказанном капитаном сборной и принять решение на остывшую голову.
Как-то, вспоминая капитанство Ивана Максимова, Сергей Ломанов-старший припомнил случай. В ходе важного матча один из нападающих «Енисея» грубо ломал схему действий игроков в атаке таким образом, что это оборачивалось острейшими контратаками соперников. Раз, другой. Сергей Иванович хотел было приструнить от бортика «партизана», но тут увидел, как к нарушителю подъехал Максимов и сказал тому только одну фразу. Слова слышны были даже на трибунах: «Ещё раз так сделаешь - разрублю тебя к чёрту пополам - вот этой клюшкой!». И сунул её едва ли не под нос побледневшему партнёру.
Нынешний капитан «Енисея» Юрий Викулин в подобных экстремальных педагогических приёмах замечен вроде бы не был. Клюшкой перед носом партнёров не размахивает, за грудки не хватает. Если бы не капитанская метка на рукаве хоккейной фуфайки, то и не скажешь, что он на льду директор по исполнению тренерской установки на игру и полицейский, надзирающий на поле за игровой дисциплиной.
Это внешнее впечатление, сложившееся у людей по другую сторону от игроков хоккейных бортиков. А что по этому поводу думает сам капитан?
- Трибун, может быть не заметно, не слышно, - говорит Викулин, - но мы постоянно общаемся на поле. Без разговоров на поле действовать в десятки раз сложнее. Я, играя на позиции центрального защитника, постоянно подсказываю партнёрам по обороне, полузащитникам, бортовым. До нападающих, конечно, не докричишься - далеко, да и шум на стадионе порой такой стоит, сами знаете. И сам прошу, чтобы вратари мне подсказывали. На поле мы одна команда. Все ребята понимают, что к чему. Лично у меня, когда тренерский штаб назначил меня капитаном, чувство ответственности стало значительно выше. Ведь мне надо отвечать за игроков не только на поле, но и в быту. Не в смысле дисциплины, просто помогать им решать бытовые вопросы, которые порой возникают, а также организационные.
- А тренерский штаб приглашает тебя, чтобы обсудить какие-либо вопросы жизни «Енисея»?
- Да нет. Мы обычно на общем собрании команды такие вопросы решаем. Приходим к единому мнению. Или, когда это касается отдельного хоккеиста, тренеры разговаривают с ним индивидуально.
- Не предлагают «продавить» вопрос через капитанские каналы?
- Не было пока такого случая. Все ребята дружные, с пониманием. Так что какие-то жёсткие меры или давление не требовались.
- Перенимаешь опыт других капитанов?
- В сборной у нас Михаил Свешников капитан. Авторитетный человек. Но коллектив сплочённый, дружный, все знают, ради чего играют, настраивать никого особо не надо, каждый понимает, что ему надо делать. Цель одна - победить. На чемпионате мира в Казани, когда проиграли финнам, просто поговорили между собой. Мол, ничего страшного не произошло. И правда, поражение пошло только на пользу - ещё больше сплотило нас. Поняли, как нам в матче с ними следует играть.
- Неужели никаких группировок клубных в сборной нет? Зря болельщики в Интернете тему поднимают?
- У нас всё отлично. Форумы, комментарии болельщиков вообще не читаю. Просматриваю только новости. У каждого болельщика существует своё мнение, и они вправе его высказывать, делиться своими идеями. Но я не вижу большого смысла читать высказывания людей, которые никогда нас, игроков, не поймут. Точно так же, как и мы их. Тем более не вижу смысла воспринимать всё это всерьёз. Другое дело бабушка и дедушка - они меня воспитывали, много сделали, чтобы я полюбил хоккей с мячом и заиграл. Они и мой дядя Евгений знают и понимают хоккей, так как водили меня на стадион, а дедушка и коньки точил.
- В хоккей записывались всем классом?
- В первом классе пришли человек шесть к Борису Николаевичу Бутусину, но через месяц остался только я. Потом два или три года занимался у Геннадия Александровича Кривальцева.
- С одноклассниками поддерживаете отношения?
- Нет. Жалею об этом. Связи потерялись, все выросли, у каждого своя жизнь: семья, дети. В Интернете искать меня в «Одноклассниках» бесполезно, поскольку есть вещи более интересные - моя любимая работа, хоккей. Кто хочет, тот меня всегда найдёт. Или на стадионе, или по старому телефонному номеру. Я его с 2002 года не менял.
- Можешь оценить прошедший сезон в нескольких словах?
- Моё мнение, да и ребят, тренеров, работников клуба, тоже - мы этот сезон провалили. Откатились на пятое место, а это регресс. После вылета из Кубка России проиграли дома Иркутску. Были спады в игре, а как проиграли «Кузбассу»…
- Но были и очень удачные игры?
- Эту игру надо было закрепить в своих головах. Может, у кого-то возникали свои идеи о том, как лучше сыграть, изобретали велосипед. А надо было делать всё то, что делали всегда, и то, о чём говорят тренеры.
- Ты, как капитан, кого ещё считаешь лидерами команды?
- Это решать болельщикам и тренерам. Я бы рассматривал даже тех ребят, кто сидит на замене. Мы делаем общее дело. Играет не группа лиц - вся команда. Пусть трибуны сами решают, у каждого болельщика есть своя голова, своё понимание игры. У нас же есть тренерский штаб, который всё расставит по местам.
- У Вас есть ощущение того, что нынешнему поколению «Енисея» по силам возродить былую славу клуба?
- Мы все - и те, кто выигрывал кубок европейских чемпионов, и чемпионат России, и молодые игроки, - живём этой мыслью, этой целью - вернуть игру «Енисея» на прежний уровень. Сделаем всё, чтобы люди говорили о команде как об одном из лучших клубов России и мира. Хотим оправдать доверие болельщиков.
- А болельщики иногда уходят с трибун ещё до конца матча «Енисея»?
- Таков менталитет и право зрителя реагировать на игру. Если бы я не был профессиональным игроком, то, возможно, точно так же бы реагировал. Команда проигрывает - я недоволен, выигрывает - счастлив.
- В отпуск выбираетесь каждый по отдельности?
- Женатые семьями выезжают. Другие ребята собираются компаниями человек по пять и едут к морю. Когда возвращаемся недели за полторы до конца отпуска, то уже собираемся все вместе в Красноярске. Часто берём палатки и уезжаем на Ману. Отдыхать да комаров кормить.
- Рыбачите?
- Пожалуй, только я один. Рыболов я, конечно, не профессиональный, но очень люблю смотреть телепередачи про рыбалку. А вот дедушка у меня с Волги - он рыбак. Да на Волге все рыбаки. В детстве мы с ним ездили в район Турбазы, спускались к Енисею, и он ловко хариусов ловил. А я на Мане только ельцов сейчас выуживаю.
- Самый большой улов каков?
- Ещё маленьким в Самаре я с десяток хороших сорожек поймал.
- Из «Енисея» с тобой никто не рыбачит?
- Нет. Да мне на рыбалке компании не надо. Мне интересен сам процесс: стоишь концентрируешься на поплавке, и все заботы забываются. На время - часик, полтора. Потом возвращаюсь к костру, к ребятам.
- А сейчас чем мысли заняты - рыбалкой, отпуском, хоккеем?
- Одно без другого невозможно. Надо эмоциональный груз сезона сбросить. Очень надо хорошо залечить травмы, набраться сил. Чтобы потом полноценно тренироваться без оглядки, что потянешь мышцу, связку. Всё для того, чтобы быть максимально полезным «Енисею».
Всё для того, чтобы зрители уходили после наших матчей с радостью.