"Енисей" действительно уникальная команда. В каком еще клубе допустят, чтобы на протяжении нескольких недель рядом со своими хоккеистами спокойно тренировались игроки из стана соперников?
А вот Ломанов-младший уже около месяца гоняет мяч со своей прежней командой. На прошлой неделе к нему присоединился и бывший капитан "Енисея" Иван Максимов.
МАШИНА ВРЕМЕНИ
Чисто географически Красноярск для нового игрока "Динамо" Ивана Максимова - лишь промежуточная станция на пути из Хабаровска в Москву. Уже послезавтра золотая связка заслуженных енисеевцев отправится в расположение действующего чемпиона страны. До этого же каждый понедельник, среду и пятницу в "Соколе" можно было наблюдать просто-таки сюрреалистическую картину. По непривычно маленькому ледовому пространству, врезаясь в борта и вскидывая руки после мастерски забитого гола, носились Иван Максимов и Сергей Ломанов. Как в старые добрые времена, звезды бывшего "Енисея", а ныне динамовцы, выходили на лед в родной пятерке "красных". В свитерах того же цвета по площадке гоняли Алексей Щеглов, Антон Савлук и Антон Храпенков.
Ломанов играет в Красноярске с любимой "семеркой" на спине, а на Максимове свитер с номером 24. Формы с легендарной максимовской "двадцаткой" в клубе не оказалось, но это ли главное?
На поле "красные" легко понимают друг друга. В конце тренировки в решающей пятиминутке они обыгрывают команду "синих" (Бондаренко, Чернецкий, Нагуляк, Губкин, Иван Щеглов). Как будто и не уходил никто... Чрезмерно эмоциональных болельщиков, ей-богу, при виде такой картины хватил бы удар, а у более стойких, как минимум, защемило бы сердце. Если бы простая дверь в хоккейную коробку стала входом в машину времени, занесенную на красноярскую землю одновременно и восточным и западным ветрами. Если бы в тот день на тренерском мостике был Ломанов-старший, ощущение путешествия в прошлое было бы совсем полным и всеобъемлющим.
ТАЯЛ ПРОШЛОГОДНИЙ ЛЕД
После окончания тренировки хоккеисты "Енисея" сменили коньки на сланцы и прямо в игровой форме прошествовали к клубному автобусу. К ним, с целью поговорить с Иваном Максимовым в спокойной обстановке, присоединился и корреспондент "СС". Динамовцы добрались до стадиона "Енисей" на собственных авто.
Когда Иван вышел из раздевалки, пресс-атташе команды пригласил нас в комнату отдыха, на дверях которой висит предостерегающая надпись: "Не курить".
- Иван, чем заняты в Красноярске кроме тренировок?
- Мне нужно оформить огромное количество документов. Сейчас оформляю загранпаспорта для жены и сыновей. Поэтому целыми днями занимаюсь хождением по разным инстанциям.
- Когда ехали в Красноярск, где больше всего хотелось побывать?
- Да просто домой хотелось! На следующий день после приезда с семьей в Центральном парке погуляли, по центру города. В выходные планирую наконец-то с друзьями встретиться. Пока это просто физически невозможно. Сейчас вроде дела бумажные к завершению идут. Но ведь и неделя тоже заканчивается!
- Каково тренироваться с бывшей командой? Сердце не ёкает?
- Ёкает! Когда в первый раз вышел с ними на лед, появилось ощущение, что никуда и не уезжал. На душе так неспокойно стало... Играем <красной> пятеркой - да мы на протяжении лет десяти этой пятеркой играли! Прекрасно друг друга понимаем. Ничего не пропало, никаких игровых связей налаживать не надо! У нас это всё уже на уровне подсознания, наверное, сидит. На всю жизнь. Вот так каждый день приходишь на стадион и думаешь: "Скоро уезжать". А не хочется...
В "ДИНАМО" СКУЧНО НЕ БУДЕТ
- Довольны сезоном, проведенным в Хабаровске?
- Этот год невозможно однозначно оценить. Но в целом считаю его удачным.
- Несмотря на то, что "СКА-Нефтяник" не выполнил задачу на сезон и финишировал на 6-м месте?
- Да, несмотря на это. Как это ни парадоксально. Мы не смогли играть за медали, но, тем не менее, все болельщики благодарили нас за сезон. Говорили, что наконец-то увидели, что такое настоящий хоккей. Мы и правда играли сильно, мощно и красиво. А в плей¬офф... Может быть, стечение обстоятельств? Когда в одном матче все негативные факторы сошлись.
- Проиграть 1:7 в первом четвертьфинальном матче, пусть и на чужом поле, - это для "СКА-Нефтяника" провал. Его можно объяснить?
- Были и объяснимые и необъяснимые факторы. Мы долго летели - двенадцать часов! И практически сразу вышли на матч. Недавно читал интервью Игоря Колыванова, главного тренера юношеской сборной по футболу. Он рассказывал, как однажды летел шесть часов, потом вышел на поле, и было такое ощущение, что где-то в космосе очутился. А мы в два раза дольше летели.
- Каковы причины перехода в "Динамо"?
- "Динамо" есть "Динамо". Это другой уровень хоккея. Все лучшие игроки собраны в этой команде.
- Против кого же играть будете, если все лучшие у вас соберутся? Не заскучаете?
- Хм, ну есть же и международные турниры. Их хочется выигрывать. В чемпионате России победить. Соперники-то настраиваются на "Динамо" с удвоенной энергией.
- Вас в прошлом году тоже звали в "Динамо". Почему тогда не перешли?
- Тогда для меня самым главным был вопрос, не в какой клуб перейти, а как можно вообще уйти из "Енисея". Было трудно сделать именно этот шаг. Поэтому и выбрал Хабаровск. Там много наших ребят.
- Вроде как смягчить эффект от перехода?
- Да. Уехать в Хабаровск для меня было легче психологически. Так, за год потихоньку привык, что играю не в "Енисее".
- Трудно было в первый раз выходить на лед против бывшей команды?
- Это было на втором этапе Кубка России. Не знал, что будет так тяжело. Ведь раньше и представить себе не мог, что выйду играть против своей родной команды на родном стадионе! А еще и болельщики красноярские очень сильно поддерживали. Всё в голове смешалось, давило. Но когда уже играли в чемпионате, я постарался настроиться, представить, что играю на каком-то другом стадионе.
- Получилось?
- Да. Преодолел себя.
С СЕМЬЕЙ НА КИПР
- Чем отличаются тренировки в "Енисее" и "СКА-Нефтянике"?
- На самом деле, много общего. И в той и другой команде много времени уделяется работе на льду. Что в Красноярске катался по три часа в день, что в Хабаровске. Ребята из "Енисея" привнесли свое видение хоккея, поэтому сейчас "Нефтяник" в отношении подхода к тренировочному процессу близок к "Енисею". Еще бывшие наши привезли с собой упражнения, которые делали в Красноярске.
- Еще какие-нибудь новшества красноярская диаспора привнесла?
- Что-то не припомню. В Хабаровске есть свои традиции, например, принято отмечать день рождения игрока. В раздевалке собирается команда, приходит президент клуба и поздравляет именинника. В "Енисее" такого не было. Еще в команде много неформальных общекомандных сборов. Собирались целыми семьями.
- В Москву уезжаете всей семьей?
- Я улетаю в понедельник, 22-го мая. Буду выбирать квартиру. А жена с детьми приедут через неделю.
- Как родным дается такая кочевая жизнь? Столько времени жили на одном месте, а теперь второй год подряд переезжаете.
- Человек ко всему привыкает. Футболисты, бывает, по четыре раза за сезон клубы меняют. Даже с женой и детьми это на самом деле не так уж сложно.
- Старшему сыну, наверное, не очень нравится переходить в новую школу и оставлять друзей?
- Конечно, ему не хочется уезжать. В прошлом году из Красноярска не хотелось, теперь - из Хабаровска. Но и там нашлись новые друзья. Так что и в Москве всё образуется.
- Когда начнете тренироваться вместе с "Динамо"?
- 25-го мая команда отправляется на восстановительный сбор на Кипр. Мы поедем туда всей семьей. Поэтому, кстати, и бегаю сейчас с загранпаспортами.
- Вы один такой семейный на Кипре будете?
- Нет, другие хоккеисты тоже с семьями едут. Это обычная практика.
- Их поездку тоже оплачивает клуб?
- Нет, это уж мы сами.
ЕСЛИ ВОЗВРАЩАТЬСЯ, ТО ВСЕМ
- В вашем отношении к событиям годичной давности, когда с телеэкранов прозвучало "Пусть уходят!", что-то изменилось?
- Всё забылось. Я бы не хотел возвращаться к этому вопросу. Еще в первый мой приезд в Красноярск в качестве игрока "СКА-Нефтяника" я, Ломанов-старший и президент клуба Валерий Грачев встречались с Петром Пимашковым. Разговор шел о моем возвращении. Но я объяснял, что нет смысла единично возвращать игроков. Возвращаться нужно многим ребятам. Тогда о чем-то можно говорить.
- Что нужно сделать, чтобы вы снова играли за "Енисей"?
- Вернуть в команду игроков старого состава.
- И "золотого" тренера?
- Конечно. Все наши достижения связаны с Сергеем Ивановичем Ломановым.
- Восстановление команды образца 2001 года вообще возможно? Или это из области несбыточного?
- Я считаю, что не бывает в этой жизни невозможного. При очень большом желании возможно всё. Правда, желание это должно исходить от руководства клуба.
- А сами хоккеисты захотят вернуться?
- Да. В Хабаровске мы постоянно вспоминали "Енисей". Все без исключения говорят, что хотели бы поиграть в Красноярске. Той командой. Но дело в том, что сейчас довольно трудно купить кого-то "обратно". Парням обеспечили быт, решение финансовых вопросов. Им будет тяжело уходить из стабильности в "Енисей". Ведь они помнят состояние дел в команде на момент своего ухода. К сожалению, здесь нет еще стабильности, достаточной для того, чтобы бывшие енисеевцы всерьез подумали о возвращении.
- В других клубах больше порядка в делах?
- Да.
- Почему же Красноярск никак не может добраться до этого уровня?
- Этот вопрос не ко мне.
- Вы сейчас тренируетесь с командой, общаетесь с хоккеистами. Каким вы видите будущее сегодняшнего "Енисея"?
- Всё будет, если только игроки осознают, что будущее зависит от них самих. Могу пожелать только быстрее прогрессировать. И чтобы они всегда помнили, какой великий клуб они представляют.